12-13 апреля на «Платформе» пройдет музыкально-хореографический спектакль – «История солдата».
«История солдата» была рассказана еще в прошлом веке Стравинским, а в 2011 году на «Платформе» встретились современные художники, чтобы рассказать эту историю совсем по-новому, на понятном нашим современникам языке, с актуальным содержанием и эмоциями. Проект стал успешным результатом очередного эксперимента «Платформы», объединив в себе разные формы искусства: драматургию, танец, театр и музыку, используя международный опыт и партнерскую работу. В 2013 году «История солдата» номинирована на главную театральную премию страны – «Золотая Маска» в двух категориях: «Балет–современный танец. Работа балетмейстера–хореографа» и конкурс «Эксперимент».
«История солдата» – это документальный монолог, основанный на воспоминаниях реальных участников боевых действий, записанных драматургом Екатериной Бондаренко.
Авторы «Истории солдата» -– основатели танцевальной компании Club Guy and Roni и композитор Алексей Сысоев – создают на сцене пространство максимально дискомфортное. Написанная специально под современную «Историю солдата» партитура для четырех барабанщиков-виртуозов и электроники воспроизводит агрессивный марш, постоянно разрываясь под натиском шумов, скрежета и свиста.
Живая, грубая, сексуальная на грани эксгибиционизма хореография ставит танцовщиков в ситуацию стресса, в которой тело становится одновременно всемогущим и беззащитным. Вязкий, шершавый текст Екатерины Бондаренко, произнесенный Викторией Исаковой, раскаляет историю до точки кипения. Никто не знает, что такое война, никто не знает, где она начинается и где заканчивается, у войны нет сюжета, войне можно лишь сопротивляться.
Через музыку, хореографию и документальный текст постановка передаёт ощущение потерянности, одиночества и в то же время глубокого понимания жизни, которое отличает ветеранов, прошедших войну, от гражданских лиц. Герой истории проходит свой собственный путь, встречая на нем жестокость и, что важнее, сам совершает зверские поступки. Но в конечном итоге даже война этого не оправдывает, и нужно с этим как-то жить. И он принимает зло в себе, чтобы за счет этого обрести мир с самим собой.
Хореография и постановка: Гай Вайцман, Рони Хавер
Музыка: Алексей Сысоев
Текст: Екатерина Бондаренко
Костюмы: Славна Мартинович
Свет: Гай Вайцман, Елена Перельман
Ассистенты хореографа: Игорь Подсиадли, Камило Чапела
Хореограф-репетитор: Сергей Землянский
Артисты: Виктория Исакова, Роман Андрейкин, Мария Заплечная, Полина Пшиндина, Илья Шабуров, Станислав Шмелин
Музыканты: Андрей Винницкий, Дмитрий Власик, Михаил Комаров, Александр Суворов, Алексей Сысоев
Возрастная категория 16+
Художественный руководитель Кирилл Серебренников
Копродукция проекта «Платформа», международного
центра современного танца и перформанса ЦЕХ
и танцевальной компании Club Guy and Roni
12 апреля 2013 в 20.00
13 апреля 2013 в 16.00
Цитаты:
Междисциплинарность – это не сочетание разных форм. Здесь важно определить границы разных жанров и оставить только сильные их стороны. Когда ты работаешь на стыке между танцем, музыкой, театром, философией, архитектурой, даже археологией, ты открываешь новые подходы к исследованию, новый метод. Преодолевается догматизм жанра, появляется способность посмотреть на него с другой стороны. Это и приводит к новым формам искусства.
Я много экспериментировал с границей между зрителем и сценой и понял, что отталкивающее или дискомфортное – не есть современное. Современное – это всегда более открытый способ мыслить. Зрительский дискомфорт не означает радикальность постановки. Важно, насколько зритель вовлечен в происходящее. Граница между залом и площадкой сохраняется, потому что она имеет смысл. Размывание этой границы, как правило, рассеивает внимание зрителя.
Гай Вайцман
«История солдата» – разговор о войне. Конечно, неприятный. Никто не хочет думать о смерти. Но ведь люди, вернувшиеся с войны, живут с нами в одном городе, на одной улице или даже в одной квартире. Мы про них ничего не знаем. Им очень сложно устроиться на работу, потому что работодатель привык принимать этих людей за «отморозков». Почему человек, который защищал Родину, становится изгоем общества? Почему никто не помогает ему встроиться в эту прекрасную гламурную повседневность? Спектакль «История солдата» задает эти вопросы, пытаясь обратить внимание на тех, кому уже давно очень плохо.
Екатерина Бондаренко
Жесткий ритмический пульс – это главное, что я оставил от Стравинского в спектакле. Есть и цитаты. Танго, рэгтайм и вальс – один большой обнаженный ритмический каркас музыки Стравинского, который я заполнил своим материалом. В процессе общения с хореографом Гаем Вайцманом я понял, что от меня ждут довольно радикальной музыки. Так в спектакле появился лейтмотив милитаристской угрозы, образ агрессивного марша, который перекликается с триумфальным маршем черта, с его дьявольской пляской, известной по произведению Стравинского. В своей версии «Истории солдата» я использовал только ударные инструменты, также много бытовых шумов. Здесь нет никакого эпатажа или пафоса. Не стоит относиться к этой музыке как к какому-нибудь звуковому террору. Нужно понимать, что музыка везде, стоит только попытаться ее услышать.
Алексей Сысоев