В Москве состоялась премьера драмы Вагнера «Тристан и Изольда» - поэмы о любви и смерти Фото: Солистки: Ольга Терентьева (принцесса Изольда) и Анастасия Бабичева (служанка Брангена)

В московском театре «Новая опера» с огромным успехом прошла премьера музыкальной драмы Рихарда Вагнера «Тристан и Изольда».

«Тристан и Изольда» – эта поэма о любви и смерти. В основу сюжета оперы легла популярная средневековая легенда о принцессе Изольде (невесте, а впоследствии жене короля Марка) и рыцаре Тристане, нечаянно выпивших любовный напиток, и навеки безнадежно полюбивших друг друга.

Чувства, которые вложил в свою музыку Вагнер, выражал все эмоции композитора, которые будоражили его сердце. Он писал эту оперу, когда был страстно влюблен в замужнюю женщину – Матильду Везендонк. Чувство их было взаимным. Но их отношения были бесперспективными. По словам самого Вагнера, они понимали, что не могут и думать о том, чтобы связать свои судьбы. Поэтому эта любовь приносила им одни страдания. Они любили и страдали, страдали, но любили.

Постановка вагнеровского шедевра, оперы «Тристан и Изольда», пожалуй, одна из самых трудных и амбициозных задач за всю историю существования театра «Новая опера». Первая постановка в театре, приуроченная к 200-летнему юбилею композитора, вышла в 2013 году. Но тогда, в работе над постановкой спектакля приняла участие интернациональная команда: режиссер-постановщик из Германии Никола Рааб, сценографию и костюмы осуществил грек из Англии Джордж Суглидес, использовавший эскизы декораций Альфреда Роллера, которые были созданы для постановки Венской оперы 1903 года. Музыкальным руководителем стал главный дирижер театра британец Ян Латам-Кёниг. А на главные роли были приглашены солисты, специализирующиеся на вагнеровском репертуаре – швейцарка Клаудиа Итен (Изольда) и немец Майкл Баба (Тристан). Это был своего рода, пробный камень в московском театре. И вот теперь режиссер-постановщик Никола Рааб рискнула поставить спектакль силами солистов московского театра «Новая опера».

И премьера состоялась. Московские солисты вполне оправдали надежды режиссера, они привнесли в спектакль высокий градус напряжения и эмоционального накала. Главную роль ирландской принцессы Изольды исполнила молодая, талантливая солистка театра, лауреат Международных и Всероссийских конкурсов вокалистов Ольга Терентьева, успевшая спеть в своем театре много знаковых ролей, таких, как королева Абигайль в опере Дж. Верди «Набукко», Горислава в «Руслане и Людмиле» М.И Глинки, Купава в «Снегурочке» Н.А. Римского-Корсакова, Лиза, Прилепа в «Пиковой даме» П.И Чайковского, Тамара в «Демоне» А.Г. Рубинштейна, Чьеска в «Джанни Скикки» Дж. Пуччини, Розалинда в «Летучей мыши» И. Штрауса, Эльза в «Лоэнгрине» Р. Вагнера и др. За ее плечами также успешные сольные выступления в Большом зале консерватории им. П.И.Чайковского, в Доме музыки и др., а также выступления с концертными программами за рубежом (Финляндия, Германия, Польша, Италия, Молдова).

Роль Изольды – пожалуй, одна из самых больших удач молодой исполнительницы. Ее великолепное, настоящее вагнеровское сопрано, впечатляющий темперамент, яркая фактурная внешность, блестящая игра, отличный вокал – всё было ровно, убедительно, красиво и мощно, и оставило неизгладимое впечатление у зрителей.

Сложнейшую партию бретонского рыцаря Тристана ярко, темпераментно и страстно исполнил талантливый солист театра, заслуженный артист России Михаил Губский. Его Тристан – это благородный воин, герой, преданный королю, и на свою беду беззаветно полюбивший принцессу Изольду, ради которой он готов идти на смерть даже против своего короля.

Остается только поражаться огромной физической и психологической выносливости исполнителей главных партий: настолько сложную, поистине героическую выдержку проявили они, исполняя сложнейшие партии три акта подряд, это более четырех часов, да еще не на своем родном, а на немецком языке. Поистине героический поступок!

К чести солистов «Новой оперы» исполнители других партий также прекрасно справились со своими задачами: хороша и убедительна была в роли верной служанки Анастасия Бабичева (Брангена), впечатляющ печальный король – Виталий Ефанов (Король Марк), пылкий слуга Тристана, Дмитрий Орлов (Курвенал), придворный друг Тристана, Александр Скварко (Мелот). Уверенно справился со своей партитурой оркестр театра, дирижер Василий Валитов дал не только хору, солистам, но и оркестру мощнейший импульс и заставил звучать его с подлинно вагнеровским величием и драматизмом.

Одной из главных находок спектакля стало то, что постановщикам удалось нащупать хрупкий баланс между реальностью и особым флером романтической мистерии, которая разворачивается на фоне вроде бы реальных вещей и интерьеров, и в тоже время, совершенно отдельно от них. Главной темой спектакля стала ночь, поэтому все предметы – очертания корабля, силуэты домов, ночное звездное небо, окутаны таинственной дымкой, подсвеченной самыми изысканными красками (художник по свету Айвар Салихов). А в самых кульминационных моментах намеки на реальность исчезали вовсе, выводя чувства влюбленных на первый план, например, в любовном дуэте второго действия за спиной у влюбленных возникает бездонное звездное небо, создающее огромное эмоциональное воздействие и сопереживание вместе с героями спектакля.

Надо отметить, что в Москве эта первая постановка оперы Р. Вагнера «Тристан и Изольда», и четвертая – вообще в российской оперной истории с самого момента написания композитором музыки (200 лет тому назад).

Поставив шесть лет назад в «Новой опере» вагнеровского «Лоэнгрина», главный дирижер театра Ян Латам-Кёниг решился на постановку «Тристана и Изольды» с ее тяжелейшими заглавными партиями, вначале, как было сказано, с зарубежными солистами, а затем с московскими. И риск оправдал себя сполна. Грандиозная почти четырех с половиной часовая поэма о любви и смерти развернулась во всю ширь своего безмерного величия. Московские солисты не уронили себя в грязь, они сумели показать высокий класс вокала и театрального мастерства.

В одном из интервью режиссер-постановщик спектакля Никола Рааб объяснила журналистам, что, поскольку московская публика впервые знакомится с оперой Вагнера, то надо делать «изначального Вагнера», т.е., версию без неожиданных режиссерских интерпретаций. Главной задачей для режиссера-постановщика было рассказать историю любви Тристана и Изольды, которая с успехом и была воплощена на сцене. Опера Вагнера сама по себе настолько сложна для исполнения, что первоочередной задачей режиссера было, не мешать певцам, исполнять свои партии, и никакой особой режиссуры здесь не надо. Всё заключено в самой музыке Вагнера. И артистам удалось справиться с этой тяжелейшей задачей – создать цельное и сильное впечатление, создать ощущение праздника: при подчеркнуто статичных мизансценах весь огромный спектакль смотрелся и слушался на одном дыхании, удерживая зрительское внимание и сопереживание. Даже, несмотря на то, что опера исполнялась на немецком языке, и зрителям приходилось читать светящиеся над сценой титры с русским переводом.

Конечно, театру есть еще над чем работать: отшлифовать мизансцены, доработать режиссерские нюансы, хоровые сцены, но, одно ясно – спектакль СОСТОЯЛСЯ, и это стало огромным событием в оперной музыкальной жизни нашей столицы.

Фаина ЗИМЕНКОВА

В Москве состоялась премьера драмы Вагнера «Тристан и Изольда» - поэмы о любви и смерти Исполнительница роли Изольды, лауреат международных и российских конкурсов вокалистов, солистка театра «Новая опера» Ольга Терентьева

В Москве состоялась премьера драмы Вагнера «Тристан и Изольда» - поэмы о любви и смерти Исполнители главных партий Тристана и Изольды в опере Дж. Верди «Тристан и Изольда», солисты театра «Новая опера» — заслуженный артист России Михаил Губский и лауреат международных и российских конкурсов вокалистов Ольга Терентьева

В Москве состоялась премьера драмы Вагнера «Тристан и Изольда» - поэмы о любви и смерти Лауреат международных и российских конкурсов вокалистов, солистка театра «Новая опера» Ольга Терентьева