Александр Прошкин: «Средний уровень картин в Казани значительно выше, чем на многих отечественных фестивалях. Есть просто выдающиеся фильмы»Фильм председателя жюри XII Казанского международного фестиваля мусульманского кино Александра Прошкина «Искупление» был показан в рамках внеконкурсной программы «Ретроспективы» 8 сентября.

Режиссер встретился со зрителями, рассказал о фильме и поделился впечатлениями от фестиваля.

Фильм «Искупление» был снят в 2012 году по пьесе Фридриха Горенштейна (известен как автор сценария к «Солярису» Андрея Тарковского). Пьеса «Домик с башенкой», преобразованная в сценарий фильма «Искупление», в России не издавалась. Впервые она была напечатана во Франции, причем с предисловием Франсуа Миттерана.

Это беспощадная в своей хлесткой правдивости, очень глубокая картина про 1945 год, про страшный голод и неистребимую веру, про тоску по празднику и дикость предательства, про ужас этого времени и про свет, к которому героев фильма ведет великая сила любви.

«Война для меня – это гигантская боль. Романтизация войны недопустима. Мне кажется, надо в сознании нового поколения воспитывать чувство отторжения, чтобы это глобальное зло не повторилось», — подчеркнул режиссер.

Одну из главных ролей в фильме играет наш земляк Риналь Мухаметов. Это была его первая роль в кино: на тот момент Риналь был студентом четвертого курса. «Я рад, что оказался причастен к актерской судьбе этого талантливого молодого человека, и ролью Августа дал своеобразный толчок его карьере», — отметил Александр Прошкин. Сейчас Риналь Мухаметов работает в театре у Кирилла Серебрянникова, снялся в нескольких картинах, в том числе у Павла Чухрая.

В «Искуплении» на съемочной площадке встретились дебютанты и очень мощные актеры с большим опытом. По словам режиссера, совместная работа стала важной школой для молодых исполнителей: «Одна из самых дорогих для меня в этом фильме – роль Андрея Панина. Это последняя его роль в кино. Через опытных актеров я пытался сделать так, чтобы молодые люди кожей почувствовали ужас этого времени, войны».

«За все свои грехи мы должны отвечать. Искупление – это тот момент, когда мы будем внутренне свободны, раскованы, чисты, и когда появится энергетика любви и творчества, потому каждый человек рождается творцом, но быть им может только тот, кто внутренне свободен и живет без страха», — так Александр Прошкин сформулировал главную мысль своего фильма.

Режиссер, приехавший на XII Казанский международный фестиваль мусульманского кино в качестве председателя жюри, рассказал, что здесь открыл для себя мусульманский мир заново. «Я до сих пор мусульманский мир знал только сквозь призму политики, а здесь увидел все его многообразии. Это мир, в котором очень стойкая этика. Даже в самых тяжелых условиях религия этически крепко держит людей – мне это в голову не приходило, пока я не увидел панораму фильмов мусульманских стран. И это молодая религия, которая находится в стадии своего расцвета, и поэтому в ней много пассионарной энергии: где бы люди ни были, в них эта энергия присутствует», — рассказал Александр Прошкин.

Председатель жюри высказал пожелание организаторам в разных городах сделать «эхо фестиваля», чтобы как можно больше людей увидело эти картины и задумалось на эти темы. Отметил, что средний уровень картин здесь значительно выше, чем на многих отечественных фестивалях, и есть просто выдающиеся фильмы.

«То, что мы, жюри, работаем как судьи – это условность. Важно, что зрители увидели настоящее искусство, сделанное в странах, очень далеких от нас, чью жизнь мы не знаем, а теперь посмотрев эти картины, начинаем узнавать и понимать», — подчеркнул Александр Прошкин.

Александр Прошкин: «Средний уровень картин в Казани значительно выше, чем на многих отечественных фестивалях. Есть просто выдающиеся фильмы»