Константин Лопушанский: «Кинематограф мусульманских стран открывает художникам новые темы и образы»Встреча с режиссером, преподавателем Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения Константином Лопушанским состоялась в рамках Образовательного форума «Время кино» XII Казанского кинофестиваля.

Уникальный опыт сегодня может дать кинематограф мусульманских стран

«Это очень интересный пласт культуры, а художнику важно открывать для себя terra incognita. На церемонии открытия фестиваля в Казани, когда показывали фрагменты фильмов, я смотрел не отрываясь. Скажем, идет сцена из сирийского фильма, и я вижу, что совершенно иная жизнь показана, другая манера создания образов — безумно интересно! Почему так популярно мусульманское кино на всех фестивалях мира? Потому что оно открывает новое содержание, атмосферу, дает экзотику в хорошем смысле», — сказал Константин Лопушанский.

Известный режиссер и сценарист Константин Лопушанский привез в Казань три фильма своих студентов: работу первокурсника «Я сын земли своей», более зрелый фильм студента третьего курса «Прогулка длиною в год» и картину выпускника, фильм-участник студенческой программы Каннского кинофестиваля «Нарисованная птица».

После просмотра фильмов состоялось их обсуждение, а также Константин Лопушанский ответил на вопросы о тенденциях современного кинематографа и своей педагогической системе. Режиссер уже почти 12 лет преподает и нередко видит на экране имена своих бывших студентов. Например, фильм «Молодая гвардия» для Первого канала снял его ученик Леонид Пляскин, а над «Адмиралом» работал Андрей Кравчук, в прошлом – практикант Лопушанского, бывший ассистентом режиссера на съемках «Русской симфонии».

К слову, «Русская симфония», получившая в 1995 году приз Берлинского кинофестиваля, как рассказал режиссер, в Европе сразу после фестиваля была показана в прайм-тайм, а в России зритель этот фильм тогда так и не увидел, на экраны картина вышла лишь спустя три года, причем показали ее глубокой ночью. «Парадоксальная ситуация, когда фильм, где глубоко затрагиваются темы русской культуры, оказался французам и немцам интересен, а нам нет», — отметил автор.

Константин Лопушанский: «Кинематограф мусульманских стран открывает художникам новые темы и образы»Стоит отметить, что по первому образованию Константин Лопушанский – музыкант. Он окончил Казанскую консерваторию, затем учился в Ленинградской, некоторое время преподавал в нашем музыкальном вузе. Рассказывая о своей педагогической системе, Константин Сергеевич сравнил кинематограф с музыкой: «Фильм должен быть правильно выстроен, чтобы эмоции нарастали от экспозиции к развитию, потом шла кульминация и так далее. Ассоциации с музыкой очень важны: хороший фильм соотносится с формой музыкального произведения, потому что эта форма универсальна для всех произведений искусства, длительных во времени. Этому мастер и учит студента».

Во время обсуждения показанного в Казани студенческого фильма режиссер указал на созвучие этой работы режиссерской манере Вонга Карвая, ценителем которой является молодой автор картины. Это позволило актуализировать темы освоения молодыми мастерами творческого наследия мэтров авторского кино, цитирования и стилизации.

По мнению Константина Лопушанского, начинающему режиссеру важно понимать самого себя, и заимствовать только то, что действительно близко лично ему, но сам процесс изучения и творческого заимствования необходим, потому что «в искусстве на пустом месте ничего не растет». Своим студентам он дает задание «Любимый фильм»: необходимо проанализировать картину максимально подробно, понять, как мастер сделал ее – в этом случае фильм станет частью биографии ученика, и с этим опытом и мастерством можно будет дальше делать свое кино, обрести лицо.