Мемориальная доска к 100-летию балерины Ольги Лепешинской

На фото: балерина Ольга Лепешинская

28 сентября 2016 года исполняется 100 лет выдающейся балерины Ольги Васильевны Лепешинской, народной артистки СССР, примы-балерины Большого театра.

Комиссия по увековечению памяти выдающихся событий и деятелей отечественной истории и культуры приняла решение о том, что на доме по адресу 1-я Тверская-Ямская д. 36 стр.1, где Ольга Васильевна прожила 45 лет, будет установлена мемориальная доска. Ее автор — Заслуженный художник России Олег Закоморный.

Творческая жизнь Лепешинской была яркой и насыщенной. В течение 30 лет она исполняла ведущие партии во многих балетных спектаклях Большого театра. Обладая безупречной хореографической техникой, Лепешинская сумела каждый образ, созданный ею на сцене, сделать незабываемым.

Друг Лепешинской, скульптор Лев Кербель, назвал ее «Богиней времени». Преподаватель училища Серафима Холфина писала о ней так: «…Чтобы охарактеризовать талант Лепешинской, нужно прежде всего сказать, что это была сама жизнерадостность, искрометность, обаяние, артистизм, виртуозность Ее техника в то время – это были 30-е годы – казалась фантастичной. Она легко крутила тридцать два фуэте и по три-четыре пируэта на пуантах без партнера. Она летала по сцене Большого театра, словно пушинка… Казалось, что выполняет она все трудности шутя, что нет предела ее технике».

Краткая биография балерины

Ольга Лепешинская родилась 28 сентября в Киеве в семье польских дворян. Самые ранние годы она провела в Киеве. Когда началась революция, Лепешинские бежали в Москву. В 1933 году Ольга окончила Московское хореографическое училище (педагог А. И. Чекрыгин). В этом же году она дебютировала в Большом театре в балете «Тщетная предосторожность».

В годы войны выступала на фронте со специально подготовленными программами. В 1943 году на сцене Большого театра состоялась премьера балета «Алые паруса», поставленного по одноимённой повести А.С. Грина. Ольга Лепешинская исполнила главную партию Ассоль. С этим балетом труппа гастролировала по освобождённым городам. После войны Ольга Васильевна много гастролировала по городам СССР и за рубежом. Среди её партнёров были А. Н. Ермолаев, А. М. Мессерер, П. А. Гусев и другие выдающиеся танцовщики. В 1959 году снялась в фильме-балете «Граф Нулин». После завершения карьеры в 1963 году Лепешинская занималась преподаванием как в СССР, так и за границей, работала в жюри международных конкурсов. С 1992 года Ольга Лепешинская — президент Российской хореографической ассоциации, а с 1996 года возглавляла правление Центрального дома работников искусств. В 1997 году стала профессором ГИТИСа. Более 50 лет возглавляла государственную экзаменационную комиссию на кафедре хореографии Гиттиса.

Ольга Лепешинская умерла 20 декабря 2008 года на 93-м году жизни в собственной квартире в Москве.

Мемориальная доска к 100-летию балерины Ольги ЛепешинскойСреди ее ролей — Фея Драже («Щелкунчик» П.Чайковского в постановке В.Вайнонена, 1933 г.), Лиза («Тщетная предосторожность» П. Гертеля, хореография А. Горского, 1933 г.), Амур («Пламя Парижа» Б.Асафьева в постановке В.Вайнонена, 1933 г. — первая исполнительница в Большом театре), солистка («Шопениана» на музыку Ф. Шопена, хореография М. Фокина, 1934 г.), Суок («Три толстяка» В. Оранского, хореография И. Моисеева, 1935 г., первая исполнительница), Зина («Светлый ручей» Д.Шостаковича в постановке Ф. Лопухова, 1935 г.), Жанна («Пламя Парижа», 1936 г.), Принцесса Аврора («Спящая красавица» П.Чайковского в постановке А. Мессерера, А. Чекрыгина, 1936 г.), Полина («Кавказский пленник» Б.Асафьева в постановке Р.Захарова, 1938 г.), Нимфа (опера «Иван Сусанин» М. Глинки, хореография Р.Захарова, 1939 г.), Маша-принцесса («Щелкунчик», 1939 г.), Светлана («Светлана» Д. Клебанова, хореография Н. Попко, Л. Поспехина и А. Радунского, 1939 г. — первая исполнительница), Китри («Дон Кихот» Л.Минкуса, хореография А.Горского, 1940 г.), Оксана («Тарас Бульба» В. Соловьева-Седого хореография Р.Захарова, 1941 г.), Одетта-Одиллия («Лебединое озеро» П.Чайковского, постановка Е.Долинской по А.Горскому, Л.Иванову, хореография 4-го акта А.Мессерера, 1941 г.), Сванильда («Коппелия» Л. Делиба, хореография А. Горского, 1943 г.), Ассоль («Алые паруса» В. Юровского, хореография А. Радунского, Н. Попко и Л. Поспехина, 1943 г.), Чага (картина «Половецкие пляски» в опере «Князь Игорь» А. Бородина, хореография К. Голейзовского, 1944 г.), Золушка («Золушка» С. Прокофьева, хореография Р.Захарова, 1945 г. — первая исполнительница), Лиза Муромская «Барышня-крестьянка» Б.Асафьева в постановке Р.Захарова, 1946 г.), солистка (балетная картина в опере «Руслан и Людмила» М. Глинки, постановка и хореография Р. Захарова, 1948 г.), Мирандолина («Мирандолина» С.Василенко в постановке В.Вайнонена, 1949 г. — первая исполнительница в Большом театре), Вакханка (картина «Вальпургиева ночь» в опере «Фауст» Ш.Гуно, хореография Л.Лавровского, 1949 г. — первая исполнительница в Большом театре), Параша («Медный всадник» Р.Глиэра в постановке Р.Захарова, 1949 г.— первая исполнительница в Большом театре), Тао Хоа («Красный мак» Р.Глиэра, хореография Л. Лавровского, 1950 г., Персидка (опера «Хованщина» М.Мусоргского, хореография С.Кореня, 1950 г.), Фадетта («Фадетта» на музыку Л. Делиба, хореография Л.Лавровского, 1952 г. — первая исполнительница в Большом театре), Лауренсия («Лауренсия» А. Крейна, хореография В. Чабукиани, 1956 г.), Сари («Тропою грома» К. Караева, хореография К. Сергеева, 1959 г. — первая исполнительница в Большом театре).