Есть сферы, когда-то составлявшие гордость России, прежде всего — культурную, а затем ушедшие в тень под влиянием объективных и, конечно, субъективных факторов. Объективность здесь — это нашествие посмодернизма, искоренившее мессианство на корню, а субъективность — это мутация средств выражения того самого мессианизма.
Или проще — великая русская литература, учившая жизни весь мир на рубеже XIX — XX веков, в эпохи Хармса и Бродского эту функцию утратила до такой степени, что эпика Солженицына, последнего великого русского писателя, уже воспринималась во всём мире как russian exotic в продолжении couleur locale из позапрошлого века. «Мы — дети ГУЛАГа» — это чистая калька, указывающая на то, что понятие осталось чужеродным в западном мире. И это — маркер мутации последней пророческой ветви антибеллетристики, которая благополучно сгинула ещё до смерти Солженицына.
В начале 1990-х ныне покойный Максим Шапир определил постмодернизм как долгожданный реванш обывателя, дорвавшегося диктовать былым «властителям дум» свои бытовые и бюрократические законы. Писатель как профессия, как субъект рабочего процесса — это, правда, ещё из функционализма советских 1920-х, но не в такой же карикатурной форме! Тем не менее в эпохи нефтяного достатка в СССР образовалась система локальных литературных премий, ограниченных как регионом, так и профессией. Подробный анализ подоплёки займёт, пожалуй, не одну диссертаци, поэтому отметим приметы того подхода — вот лучшая повесть (роман, поэма) в номинации «о рабочем классе — сталеварах», написанная в N-ске, NN-ского края, NNN-ского района — и лучшая она именно в этом 100-тысячном районе. Объяснение этого фантастического феномена очень простое: чиновников в 1970-х годах в Совке стало больше на пару порядков, а премий — всего две: Ленинская и Государственная. Контингент получается неохваченным, это если выражаться на их языке. Но Совок умер, 1990-е прошли в полном забвении литературы — и старой, и новой, и своей, и чужой, «нулевые» — это новый расцвет книгоиздания, рождение двух знаменитых литературных премий «Национальный бестселлер» (2001) и «Большая книга» (2005), да и в контексте книг «Ультра-Культуры» Ильи Кормильцева как-то сложно награждать «лучшее урюпинское стихотворение о сказочном депутате». Зато в нынешнюю эпоху чиновники оторвались вволю, устраивая по своему хотению затратные конкурсы с премиями образца 1970-1980-х. Только премии стали весомее, требования — ниже, а коррупция — прочнее.
Дальневосточная литературная премия в этом контексте выглядит обычной. Сергея Шаргунова мы ценим совсем не за это, да и быть в одной компании с Гариком «Граф Хортица» Осиповым и Алиной Витухновской (см фото) гораздо почётнее, чем в новом жюри. Роль нотариуса, удостоверяющего смерть великой и единой русской литературы, ему как не по Сеньке шапка, поэтому поймём и простим. А с остальными и с номенклатурным списком — оставим Кесарю Кесарево. Нам без него — да и без них всех — легче.
Владимир ХЛУДОВ.
30 сентября на сайте Премии появился список «полуфиналистов», лонг-лист, общероссийской литературной премии «Дальний Восток» им. В. К. Арсеньева. В него вошли 30 произведений по трём номинациям: «Длинная проза», «Короткая проза», «Проза для детей».
На соискание Премии претендуют романы, повести, сборники рассказов, а также документальная проза и мемуары. Место жительства автора значения не имеет, главное — писать на русском языке.
Цель Премии – популяризация творчества современных авторов, пишущих о Дальнем Востоке. Премия учреждена по инициативе Юрия Трутнева, заместителя Председателя Правительства Российской Федерации — полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе. Приём заявок на участие закончился 30 июня.
В составе жюри одиннадцать человек, деятели культуры из европейской и тихоокеанской части России:
Прозаик, куратор премии «Национальный бестселлер» Вадим Левенталь; писатель Ольга Погодина-Кузмина; писатель Лев Данилкин; ректор Литературного института им. М. Горького Алексей Варламов; писатель Евгений Водолазкин; детский поэт Анастасия Орлова; детский писатель Юрий Нечипоренко; критик Андрей Рудалев; глава издательства «Рубеж» Александр Колесов; директор музея-заповедника «Владивостокская крепость» Виктор Шалай; писатель, депутат Госдумы РФ Сергей Шаргунов, председатель жюри премии.
— Дальнему Востоку нужна была своя сильная литературная премия, которая поддержит талантливых авторов, – рассказал писатель Сергей Шаргунов, председатель жюри Премии. – И надо бы выделять гранты, чтобы отборные писатели со всей страны могли приезжать сюда, жить, гулять улицами Владивостока, Хабаровска, Благовещенска, Южно-Сахалинска, дышать тайгой и океаном, говорить с этими людьми, открытыми и прямодушными. А потом появлялись бы очерки, рассказы, стихи и сценарии фильмов. Ведь небезызвестный дальневосточный гектар может быть и литературным.
В «лонг-лист» вошли:
«Длинная проза»: «Охота за «Черным драконом»» Кривенков Борис; «Волны Русского океана» Федотов Станислав; «Максим Аммосов» Сидоров Олег; «Бестеневая лампа» Протопопов Владимир; «Остров Сахалин» Веркин Эдуард; «Город Бонивур. Последняя великая стройка СССР» Леонкин Александр; «Албазинец» Воронков Алексей; «Чемодан из Хайлара» Башкуев Геннадий; «Роза ветров» Геласимов Андрей; «Казаки» Созонова (Кочнева) Нина.
«Коротка проза»: «Моя нанайская родня» Бармин Александр; «Поезд идёт на восток: «Боги умирают в городах» Васильева Евгения; «Когда Чита была Москвой сибирской» Баринова Ирина; «Честные люди», «Песни моих улиц» Драбкин Александр; «Сахалинцы» Еремеева Дарья; «Созвездие тигра» Вороной Олег; «Пленники тайги» Томилов Андрей; «Быков Мыс» Слепцов Анатолий; «Горький хлеб Албазина» Дьякова Нина.
«Детская проза»: «Иваси» Кухтина Алена; «Приморские истории» Иванникова Ирина; «Приключения Кати и Марка в волшебном Мире детских снов» Янчук Игорь; «Тишка и Рыж (часть 1 и 2)» Неменко (Четверикова) Елена; «Сказочный Север» Егоров Валентин; «Байкальские сказы» Нестерова Светлана; «Кит плывет на север» Строкина Анастасия; «Алькины истории» Петров Олег; «Сказочная Якутия» Агафонова Александра; «Сказка для Алёши» Казанова Изольда.
После вычитки произведений длинного списка к 30 ноября будет объявлен список финалистов, а победителей назовут в декабре в рамках комплекса мероприятий федерального значения «Дни Дальнего Востока в Москве».
«Приключения Кати и Марка в волшебном Мире детских снов» – детская книга, автор которой – депутат Сахалинской областной Думы, адвокат Игорь Янчук стала номинантом на получение Общероссийской литературной премии «Дальний Восток» им. В. К. Арсеньева.
Хабаровский писатель, член Русского географического общества Александр Леонкин – в числе полуфиналистов литературной премии имени Арсеньева. На суд жюри он представил свою книгу «Город Бонивур. Последняя великая стройка СССР». Это история о возведении огромного завода азотных удобрений и города Бонивур, в котором жили бы строители и работники завода. Но, так сложилось, что последний город СССР и предприятие, спутником которого он должен был стать, так и не были достроены.
Главное условие премии – в произведении должна прослеживаться тематика дальневосточного региона.
Премия им. В.К. Арсеньева учреждена по инициативе вице-премьера — полномочного представителя Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрия Трутнева. Авторы, чьи произведения будут признаны лучшими, получат 500 тысяч рублей.