Последний день сентября Центральный Дом Союза кинематографистов, а проще – Дом кино, собрал всех любителей кино и главных его поклонников и завсегдатаев на День открытия нового 87-го сезона. Нарядная публика, живая музыка в исполнении струнного квартета девушек, выставка в фойе с портретами известных российских и зарубежных кинематографистов, шампанское и аппетитные тартинки создавали праздничное настроение присутствующих.
Главным гвоздем программы был, конечно, предстоящий фильм «Иван Денисович», снятый по мотивам произведения Александра Исаевича Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Словом, народ угощался, ждал и предвкушал…
И вот зал заполнился людьми и началось действо. С приветственным словом в честь открытия Дома кино, выступила его директор, недавно заступившая на эту должность, режиссёр-документалист Екатерина Головня.  – «Я рада приветствовать всех собравшихся в этом замечательном зале нашего родного Дома кино по случаю открытия его 87-го сезона. Я очень волнуюсь, это моё первое выступление на этой сцене в качестве директора дома кино. Поэтому не обессудьте, если я чего-то напутаю – сказала она. – Мы старались создать всем сегодня праздничное настроение, надеюсь, нам это удалось. Я очень благодарна молодой художнице Анастасии Рыжиковой, представившей свои картины, которые вы видели на стенах нашего большого зала в фойе. В ноябре, надеюсь, мы сделаем торжественное открытие полной выставки и добавим новые картины. Я также благодарю струнный ансамбль, который играл для зрителей перед началом нашего вечера, создавая у гостей добрый настрой.
Для приветственного слова Екатерина Головня пригласила на сцену председателя Московского отделения Союза кинематографистов России, Председателя комиссии по культуре и массовым коммуникациям московской городской Думы, народного артиста России, режиссёра, продюсера Евгения Герасимова, который постарался сделать своё выступление неформальным, много шутил, обращался к залу. Он поприветствовал собравшихся в этом замечательном старейшем зале дома кино, на сцене которого показывали фильмы прекрасных предшественников, замечательных кинематографистов, отцов нашей кинематографии. «Несмотря, на трудные сложные годы этот дом живет и будет жить, – сказал он – модернизируется техника и аппаратура. Вам уютно теперь сидеть в этих мягких креслах, которые были заменены. Ведь так? И зал ответил ему дружными  аплодисментами. А ведь это всё не просто, и всё это лежит на плечах Союза кинематографистов, администрации и конечно, всех тех, кто непосредственно имеет отношение к дому кино. И поэтому, пользуясь возможностью, в Вашем присутствии, я хочу сказать этой отчаянной женщине, которая взяла на себя такую огромную ответственность, став директором Дома Кино, пожелать ей удач на этом поприще, а также всех тех, кто имеет непосредственное отношение к Дому кино». Он вручил Екатерине поздравительный адрес от московской организации Союза кинематографистов, а второй адрес от московской городской Думы, и преподнес красивый букет цветов. В ответ Екатерина поблагодарила его, и отметила, что работать теперь будет гораздо легче, когда чувствуешь мужское плечо. На прощанье Герасимов пригласил собравшихся, приходить к нему в Думу, если будут какие-либо проблемы или замечания, или звонить, добавив при этом многозначительную фразу, «если, конечно, вы дозвонитесь».
Затем Екатерина Головня представила художественного руководителя Дома кино, Валерия Ахадова, который тоже поздравил всех присутствующих, отметив, что сегодня шикарный зал, много молодёжи. «Основная задача, которую я поставил перед собой, и которую передо мной поставили – это вернуть молодёжь в этот зал, и в этот дом, чтобы здесь чувствовалась молодёжная творческая атмосфера – сказал Ахадов. – Мы постараемся сделать этот сезон, в основном российским, с российскими картинами, потому что сейчас мы видим, как поднимается с колен наше кино, и надо, чтобы здесь, на этом экране, были показаны лучшие российские картины».
Зрителям продемонстрировали на экране приветствие Председателя Союза кинематографистов, актёра, режиссёра, продюсера Никиты Сергеевича Михалкова, который поздравил всех с открытием Центрального Дома кино, – родного дома всех кинематографистов, – и пожелал всем в новом году хороших фильмов, интересных творческих встреч и разнообразных мероприятий. Отметив при этом, что для всех кинематографистов большая честь приглашение замечательного художника, признанного мастера отечественного кино, Глеба Панфилова, показать свой новый фильм в день открытия Дома кино. – «Глеб Анатольевич вместе с Инной Михайловной Чуриковой прожили огромную жизнь в кинематографии. Это замечательная супружеская семья, которая с самого начала поставила высокую планку в своём творчестве, и никогда не опускала её».
Затем к зрителям снова вернулся Валерий Ахадов, чтобы представить фильм. «Я бы хотел представить здесь съёмочную группу фильма, – сказал он – но, к сожалению, в полном составе она прийти сюда не смогла: кто-то болеет, кто-то занят на съёмках, у кото-то неотложные дела. И поэтому пришёл представить фильм только один человек, но зато какой! Это оператор-постановщик фильма, мой большой друг, Михаил Агранович, – один из лучших наших российских операторов. С ним любят работать лучшие, как маститые, так и молодые режиссёры. Он заведующий кафедрой во ВГИКе, уже много лет готовит операторов». Ахадов вспомнил, о пикантном случае, произошедшим с сыном Аграновича. Рассказал, как в далёкие, ещё советские времена, Агранович приезжал в Душанбе на съёмки фильма, и он поселил его у себя в доме с его семьёй и маленьким сыном Алешей, которому в то время был всего годик, и который не умел еще ничего делать, кроме, как писить. Тогда еще не было памперсов и маленький Алеша описал его замечательный ковер, оставив о себе «неизгладимую» память. Вот такой забавный казус произошёл в те годы. «Теперь вот папа расплачивается за этот ковёр» – продолжил, смеясь, Валерий – «Сейчас Алексей уже вырос и наверняка не знает о своём «безответственном» поступке. Теперь он солидный, уважаемый  человек, возглавляет «Гоголь-Центр». А вообще, возвращаясь к Мише, хочу сказать, что он потомственный кинематографист, его папа Леонид Агранович, был замечательным кинодраматургом, теперь эта эстафета передается от сына к внуку.
Что касается сегодняшнего фильма. Во-первых, Глеб Анатольевич Панфилов просил поздравить всех с открытием Дома кино, и просил подчеркнуть, что фильм снят по мотивам произведения Солженицына. Когда российский канал предложил ему сделать эту экранизацию к 100-летию Солженицына, он с радостью согласился. Но перечитав эту книгу, он понял, что в таком виде её снимать нельзя, эта замечательная проза, но полное отсутствие в ней драматургии. И он написал сценарий по мотивам одноимённого произведения, и то, что Вы сейчас увидите, это фильм, снятый именно по мотивам произведения Солженицына. Предваряя фильм, хочется отметить замечательную игру Филиппа Янковского, сыгравшего главную роль в фильме, и уже получившего главный приз в Швейцарии. Очень хочется, чтобы фильм вам понравился. Мне радостно, что мы открываем Дом кино с премьеры российского фильма, и хотелось бы, чтобы в Доме кино возобновились показы премьерных фильмов так, как это было раньше, где главный просмотр был здесь. Тогда специальную копию делали для Дома кино – и это было событие, не в «Октябре», не в «Художественном», а именно здесь, в Доме кино. Но потом эта традиция как-то постепенно рассосалась, но очень хочется, и я надеюсь, что она снова возобновится». Ахадов пожелал в заключении всем приятного просмотра.
Среди гостей в этот вечер были Заслуженный деятель искусств России, режиссёр Владимир Грамматиков, президент Ассоциации каскадёров России Александр Иншаков, директор Гильдии актёров кино России Валерия Гущина, кинорежиссёр, продюсер Аким Салбиев, а также много известных и молодых актёров.

Фаина Зименкова
Фото Ирины Кретовой