В Театре Мимики и Жеста 30 сентября 2023 года премьера — спектакль «Ревизор» по пьесе Николая Гоголя.
Сложная масштабная постановка реализуется в рамках проекта «Поддержка Театра Мимики и Жеста», финансируемого Министерством культуры РФ за счет субсидии из средств федерального бюджета РФ.
Постановку осуществляет слышащий режиссер Евгения Акс, имеющая опыт работы с неслышащими актерами — в 2022 году она поставила пластический спектакль «История одного Ха(у)оса», ставший заметным событием в жизни Театра Мимики и Жеста.
Была проведена непростая предварительная работа по переводу и адаптации пьесы Гоголя на русский жестовый язык. Необходимо было найти такие возможности жестового языка и такой способ актерской игры, которые сохранили бы все богатство словесной игры, смысловое и юмористическое наполнение текста комедии, и одновременно сделали бы спектакль визуально интересным.
По замыслу режиссера, основной движущей силой действия будет Страх — страх нечистых на руку чиновников перед высшей властью, еще вчера такой далекой, почти призрачной, а сегодня воплотившейся в загадочной фигуре ревизора-инкогнито.
Необычность постановки в том, что зритель должен почувствовать себя участником происходящего, поэтому действие частично будет перенесено в зрительный зал. Необычным будет и то, что дикторы-переводчики с жестового языка примут непосредственное участие в происходящем на сцене. Звучащий перевод и игра актеров на сцене должны соединиться так, чтобы у зрителя возникало ощущение неотделимости образа персонажа от его голоса.
Художник-постановщик Ольга Долгова предложила минималистическое декорационное решение: стулья разного размера — места в чиновничьей иерархии, занимаемые героями, и мобильная конструкция из канатов, формирующих пространство. При этом разработанные художником костюмы отличаются яркой выразительностью, подчеркивающей в совокупности с пластическим решением карикатурность персонажей.
Директор Театра Мимики и Жеста Роберт Фомин отмечает: «Визуально, сценически это будет очень современная постановка, поскольку классическая комедия Гоголя, оставаясь злободневной, вполне это позволяет. Одна из задач постановки — заинтересовать подростковую аудиторию, привлечь ее внимание к классической литературе, поэтому используются актуальные и понятные для молодежи инструменты: стендап, интерактив, взаимодействие с образами спектакля, начиная с фойе».