С 20 сентября 1823 года по 29 мая 1824 года Александр Сергеевич Грибоедов жил и работал над комедией «Горе от ума» в доме 42 на улице Мясницкой. Это место было эпицентром светской жизни Москвы 19-го века.

Поводом, собравшим избранных гостей и журналистов, послужило открытие на фасаде особняка мемориальной доски в честь писателя, поэта, драматурга и дипломата Грибоедова.

Её автором стал советский и российский скульптор, профессор, академик Российской академии художеств Салават Александрович Щербаков. Все, кто его знают, подтвердят, что перед энергетикой Салавата невозможно устоять и заслушиваются его рассказами.

– «В «Горе от ума» отразился сегодняшний день и можно смотреть в глубь веков. Для меня это была настолько волшебная тема, – рассказал Щербаков, – мне хотелось спрятать Грибоедова, дать его в минимализме, в хорошем смысле слова, чтобы люди потом захотели прочитать его. Как известно, своего дома у А.С. Грибоедова не было, а в родительском доме на Новинском бульваре жила его сестра Мария Сергеевна и мать Анастасия Фёдоровна Грибоедова, деспотичная дама. Поэтому, погостив там несколько дней, чтобы избежать конфликтов Александр Сергеевич сбегал к своим друзьям, в частности к Степану Никитичу Бегичеву, как говорится, от греха подальше».

– «Открытие памятной доски можно назвать долгожданным. Однако этого могло не случиться. –поделилась с собравшимися   бренд-директор издательского дома Елена Мулланурова – Мы волновались, были опасения, что в декабре мы не сможем это сделать. Но в дело вмешалась удача и все сложилось благополучно. Это не только счастливый случай, но и работа всей команды, большого количества литературоведов, историков и, конечно, Департамента культурного наследия города Москвы, который помог нам осуществить задуманное. В общем, будете проходить мимо – остановитесь и полюбуйтесь памятным барельефом в исполнении народного художника России Салавата Щербакова, –  в заключении посоветовала она всем».

Это событие в Москве не мог пропустить также писатель, кандидат исторических наук Сергей Николаевич Дмитриев, который привык быть в центре внимания прессы. Из огромного вала литературы он отобрал для исследования книги Грибоедова, которые до сих пор интересно читать и открывать для себя что-то новое. В послужном списке Дмитриева находятся книги: «Грибоедов. Тайны смерти Вазир-Мухтара» и «Последний год Грибоедова: триумф, любовь, гибель». Главный посыл его проектов – продемонстрировать, что «Горе от ума» – это первое великое произведение русской литературы. – «До завершения «Евгения Онегина» было еще семь лет, «Ревизора» – 10 лет, а «Мертвых душ» еще не было. – рассказал присутствующим Сергей Николаевич. – А «Герой нашего времени» появился почти через 15 лет после «Горе от ума». Это самое загадочное произведение русской литературы – продолжает делиться своими заключениями писатель». Он сообщил также весьма интересный факт, который наверняка удивил собравшихся, что «Горе от ума» – одно из самых цитируемых произведений русской литературы. Дмитриев признался, что он как-то подсчитал на досуге, что комедия «Горе от ума» состоит из 2200 строк, где он насчитал 300 афоризмов. При этом роман в стихах «Евгений Онегин» больше по объему – около 6000 строк, но там гораздо меньше афоризмов. «Горе от ума»  представляет собой необыкновенно свежий, острый, со злой сатирой на современность текст, который стал модным и дико популярным в среде интеллектуалов и читателей. «Именно Грибоедов закладывал основу русского языка, а мы почему-то считаем, что это был Пушкин. Даже Ленин в своих произведениях 100 раз цитировал Грибоедова» – заключил Дмитриев.. Кроме того, важная вещь – произведение «Горе от ума» было очень долго запрещенное. «Мастер и Маргарита», кто помнит, 26 лет пролежало под спудом. А «Горе от ума» полностью было опубликовано лишь в 1862 году, то есть прошло почти 38 лет до цензурного разрешения», – рассказал Сергей Дмитриев. – «Обратите внимание, что Российская книжная палата перешла под управление Российской Государственной Библиотеки. И результат не заставил себя долго ждать. Теперь объем фонда крупнейшей библиотеки в мире (около 200 млн экземпляров книг, рукописей и других материалов) больше, чем в Библиотеке Конгресса США (155 млн документов). Российская Государственная Библиотека – огромная, бурлящая, мультикультурная, всегда была точкой кипения творческой энергии».

Заместитель Генерального директора Российской Государственной Библиотеки Елена Новикова показала гостям частичную публикацию произведения А.С. Грибоедова «Горе от ума», которая впервые была опубликована в 1825 году. В полном объеме произведение вышло в свет впервые в Германии в 1831 году (в немецком переводе). Кстати, это издание можно найти в фонде Российской Государственной Библиотеки. На русском языке комедия «Горе от ума» отдельным изданием впервые была напечатана в 1833 году, а в 1862 году вышло первое полное (без купюр) издание пьесы, написанное великолепным динамичным слогом Грибоедова. Перед редкими книгами устоять трудно.  «Такая важная миссия, которую несете вы журналисты, историки, исследователи, художники и в том числе, мы, библиотекари.

В 2024 году мы будем отмечать 200-летие создания «Горе от ума». В честь этого радостного повода организаторы планируют запустить большой проект – арт-фестиваль «Горе от ума – 200 лет». Но главное, осенью они хотят провести театральный фестиваль по всей России. Сейчас в 34 городах страны идет спектакль «Горе от ума». Неудивительно, что в Москве шесть-семь театров также с успехом его показывают. У создателей арт-фестиваля «Горе от ума – 200 лет» есть мечта: чтобы в одну неделю все театры страны показали спектакль «Горе от ума». Согласитесь, отличный повод чтобы заглянуть в театр.

Игорь Шевкун