В Нижнем Новгороде открылся музей елочных игрушек. Он расположен рядом с фабрикой, на которой с 1936 года выпускают праздничные украшения — стеклянные, деревянные и даже из ваты.

У посетителей недавно открывшегося музея елочной игрушки ощущение, что они попали в сказку. «Это очень интересно. И не только детям. Это и мне интересно. Я попала в детство. Здесь игрушки, которые были у меня в детстве», — рассказывает посетитель музея Галина Максимова.

Нижегородская елочная игрушка родилась в 1936 году. Дело в том, что после революции празднование Рождества отменили, а ели в домах, если и устанавливали, то тайно. Руководство страны решило вернуть детям елку, но украшать ее зачастую было нечем. Поэтому по всей стране открываются артели новогодних украшений, в том числе и в Нижнем Новгороде. Самый старый экспонат выставки, произведенный на предприятии, датирован 1940 годом — фигурки изготовлены из ваты. «Один из самых любимых моих экспонатов нашего музея — это набор «Малютка». Жили в тесноте, елку большую поставить возможности не было. Тогда стали изготавливать специальные наборы для маленьких елок», — рассказывает руководитель отдела экскурсионного обслуживания Юлия Клищук.

Артели регулярно получали из столицы циркуляры о том, что выпускать и как это вешать на праздничное дерево. Новогодняя елка стала частью советской пропаганды. На ветвях рядом с мишками и зайчиками появились подводники и космонавты. Советскую елку непременно венчала красная пятиконечная звезда. Она должна была вытеснить звезду Вифлеемскую — главное украшение дореволюционной рождественской елки.

На фабрике до сих пор выпускают формовую игрушку — хранят традиции советских елочных украшений. В то же время здесь научились делать то, чего не делает никто в мире — расписывать шары в технике «Акварель». И произвели фурор на самой престижной выставке рождественской игрушки во Франкфурте-на-Майне. Особой техникой пользовались и при изготовлении шаров, выпущенных к 75-летию Московского метро. За ними гоняются коллекционеры. Звонят на фабрику и умоляют нарисовать недостающую «Таганскую» или «Белорусскую». «Мастерам пришлось выстроить линейную перспективу на выпуклой поверхности. У вас ощущение, что вы идете вглубь. Ощущение шара стирается», — говорит руководитель отдела экскурсионного обслуживания Юлия Клищук.

А еще на фабрике «пекут» стеклянные пряники. Главный художник вдохновилась рассказами бабушки о том, что раньше елку украшали сладостями. «Девочки заходили ко мне в кабинет, смотрели и говорили: «Ой, как хочется съесть, сразу чаю хотели выпить». Это самый главный результат — то, что они все-таки похожи на настоящие пряники», — говорит главный художник фабрики Наталья Репина.

Значит, глядя на елку, украшенную такими игрушками, любому захочется поскорей сесть за праздничный стол.
Дарья Иванова, Роман Серебренников. Приволжское бюро «ТВ Центра», Нижний Новгород.