Йос Стеллинг: Кино — как шахматы. Каждый сюжет — новая партия Какие сюжеты хороши и почему они нравятся людям? Как автор создает сюжет? Почему именно так, а не иначе? Небольшой текст после встречи с Йосом Стеллингом.

Фильм Стеллинга «Девушка и смерть» (2012, Россия, Нидерланды, Германия) открывал кинофестиваль VOICES, прошедший в середине 2012-го года в Вологде. Йос Стеллинг (режиссер, сценарист, Нидерланды) свой мастер-класс в рамках кинофестиваля почти полностью посвятил рассказу о том, как он ищет, строит сюжет, почему герои те, а не иные. Примером для разбора стал последний фильм мастера «Девушка и смерть».

Кратко о сюжете. XIX век. Молодой русский врач, транзитом через Германию следующий на учебу во Францию, останавливается в странном отеле. В странном отеле влюбляется в содержанку богатого графа. Девушка больна чахоткой. Вспыхнувший роман осложняется наличием графа и отсутствием денег. Идут годы. Попытка выкупить возлюбленную из графского плена успехом не увенчалась. Отель закрыли, девушка умерла, врач вернулся на родину. Уже пожилой, седой московский доктор из XX века приезжает в заброшенный германский отель, чтобы положить букет белых роз на могилу вечной возлюбленной и предаться воспоминаниям.

Отличные актеры с российской и германской стороны.

Красиво, смотришь, не отрываясь, и все время кажется, что сюжет знаком, что-то такое было у Бунина, о чем и спросил Стеллинга во время «мастер-класса» программный директор VOICES Игорь Гуськов. «Нет, это не Бунин, хотя я и слышал о таком писателе» — ответил Йос Стеллинг и рассказал нам о том, почему главный герой русский, и почему девушка должна обязательно умереть.

Почему русский?

Главное, по словам Йоса Стеллинга определиться с темой фильма, с настроением истории. Хотелось сделать фильм очень романтичный. Век романтики — XIX. Страна XIX века — Россия. Голландский режиссер считает, что наша страна оказала самое сильное влияние на мировую культуру именно в позапрошлом веке. Получилось, что, если герой будет русским — он станет архетипическим романтиком. Нужно сказать, что, да, именно такой эффект был и достигнут.

Почему обязательно смерть?

Сюжет может развиваться, если есть напряжение. Напряжение создается препятствием. Препятствий в сюжет заложено, как и положено в романтической истории более, чем достаточно. Но главное и непреодолимое препятствие — смерть. Девушка должна умереть.

Место действия как действующее лицо

Где будет разворачиваться сюжет? Почему отель? Отель — как место перехода, место временное, как сама жизнь, место, где все заострено сиюминутность, место, которое обязательно мы когда-то покинем. Все в концепции. Место играет роль наряду с актерами.

Персонажи

Все узнаваемы. Вот русский интеллигент, вот непритязательные куртизанки из отеля, вот богатый граф, купивший титул. Костюмы тоже говорят. Режиссер считает, что персонажи должны быть идентифицированы зрителем сразу — зритель не должен тратить время на поиск ответа на вопрос «кто это?». Должно быть понятно сразу, и публика уже погружена в историю, не отвлекаясь на загадки. Работа с архетипами удобна, гарантия понимания и удобства создания истории. «Вы сразу узнаете шахматные фигуры, вы сразу знаете, какая может как ходить, вы начинаете игру, зная заранее ее правила, но нет ни одной одинаковой игры. Так и каждый сюжет — новая игра, красота которой зависит от мастерства гроссмейстера».

Чей век?

Мы попросили Йоса Стеллинга назвать страну XX века, и страну XXI-го. «Не могу сказать» — ответил мастер — «Я сам — человек XX века, мы все пришли сейчас в XXI. Осознание требует времени и отстраненности.»

Будем думать, про что мы, про что наши века — прошлый и настоящий. А пока приятно сознавать, и услышать еще раз подтверждение, что наша страна есть символ пусть позапрошлого, но целого столетия. Романтично. А про создание сюжета, согласитесь, очень прагматично, может быть, кто-то возьмет себе пару установок от замечательного режиссера и сценариста на заметку.

Источник