В Москве открылась выставка памяти Сергея Параджанова – «Из Тифлиса с любовью» в честь города, где родился знаменитый кинорежиссер.
Как сообщает Общественное телевидение России, зрителям представят коллажи к его фильмам, а также более тысячи фотоснимков из коллекций разных фотографов о творчестве и жизни Параджанова. Для того, чтобы создать правильную атмосферу, организаторы дополнили экспозицию старыми открытками, афишами, винными этикетками. Все — родом из Тифлиса. Большая часть художественных работ представлена публике впервые. Увидеть их можно будет до 18 мая в Музее Востока. Кроме самой выставки, там же будут проходить мастер-классы, презентации и международная конференция, также посвященная 90-летию Сергея Параджанова.
По словам владельца коллекции Арама Баблояна, организаторы выставки впервые попытались показать Сергея Параджанова не как режиссера, которым его показывают от раза к разу, а как абсолютный «продукт» Тифлиса. Как абсолютно тифлисского человека, сумевшего снять национальное кино Украине, Армении, Грузии и Азербайджану. Он впитал в себя дух этого многонационального города.
Побывать в старом Тбилиси, или в Тифлисе – именно так называлась столица Грузии до 1936 года – вслед за Параджановым можно, пройдя по одному из центральных залов выставки. На стенах – старые таблички с названиями улиц, вывески, открытки и, конечно же, фотографии — попытка передать те образы, под влиянием которых формировался кинематографический язык автора «Цветка граната» и «Тени забытых предков».
Залы, посвященные фильмам «Легенда о Сурамской крепости» и «Ашик-Кериб», призваны погрузить посетителя в их уникальную атмосферу, ведь здесь представлен не только реквизит, но и коллажи, созданные Сергеем Параджановым совместно с кинохудожником Александром Джаншиевым.
На протяжении многих лет Сергея Параджанова снимали такие фотографы, как Михаил Насберг, Юрий Рост и Виктор Баженов. Из их работ организаторы выставки составили огромный коллаж, на котором режиссер предстает в шутливых или необычных образах, например, с ковриками, одетыми как пончо, передает ИТАР-ТАСС.
Рассказывает фотограф Виктор Баженов: «Мне пришлось его сфотографировать… Но мне не нравилась его светлая рубашка и сделать вроде ничего нельзя. И свою джинсовую куртку на него не оденешь – не его стиль. И я вот такие вот половики на него накинул, чтобы забить белый цвет, который доминировал в кадре».
Знаменитый кинорежиссер Сергей Параджанов родился в Тбилиси 9 января 1924 года в армянской семье Иосифа Параджанова и Сиран Бежановой. В 1942—1945 годах он учился на вокальном отделении Тбилисской консерватории и на строительном факультете Тбилисского института инженеров железнодорожного транспорта. В 1949 году Параджанов устроился ассистентом режиссера на Киевскую киностудию имени Довженко, где и проработал до 1960 года; затем был режиссером на студиях «Арменфильм» и «Грузия-фильм».
В 1964 году по мотивам произведений Михаила Коцюбинского Сергей Параджанов поставил фильм «Тени забытых предков» о жизни гуцула Ивана. Еще более новаторской с точки зрения изобразительного ряда стала другая работа режиссера и сценариста — «Цвет граната». В фильме, состоящем из нескольких миниатюр, он воссоздал биографию армянского поэта Саят-Новы на колоритном историческом фоне средневекового Кавказа.
В 1984 году Сергей Параджанов поставил по грузинской народной легенде фильм «Легенда о Сурамской крепости», а в 1988 году вышла его последняя картина — «Ашик-Кериб», снятая по мотивам одноименной сказки М. Ю. Лермонтова.
Помимо фильмов Сергей Параджанов создал ряд изобразительных произведений в технике коллажа. Многие из них экспонировались на выставках. Сохранились также рисунки Сергея Параджанова, в том числе так называемые «марки с зоны», выполненные шариковой ручкой на этикетках от спичечных коробков.