И подумаем вместе Фильм «Ч/Б», представленный в программе Российского кино 36-го Московского Международного кинофестиваля, – полнометражный дебют режиссера Евгения Шелякина. В соавторстве с Андреем Галаниным им написан также и сценарий картины. Хотя фамилия режиссера не на слуху у широкого зрителя, но его сценарии таких телевизионных проектов, как «33 кв. метра», «Моя прекрасная няня», «Счастливы вместе», «Прожекторпересхилтон», бесспорно, знакомы многим.

Вполне закономерно, что с такими авторами – КВНщиками этот фильм относится к жанру трагикомедии. Смешное и грустное здесь переплелись так же цепко и неожиданно, как и в жизни. И зрители Дома кино дружно хохотали и аплодировали острым и ироничным репликам героев или замирали в критические моменты лихо закрученного сюжета.

Сначала – много непонятного, начиная с заглавия: «Ч/Б». Сразу подумалось: неужели снимали на черно-белую пленку? Или какая-то другая аббревиатура? Но когда в первом же цветном кадре появляются двое обнаженных по пояс мужчин, бодро идущих по дороге, ситуация начинает проясняться. Один из них – лицо явно кавказской национальности (читай «черный»), второй — типичный русак, хотя и сильно загорелый (читай «белый»). Блистательному тандему Мераба Нинидзе (дагестанец Нурик) и Алексея Чадова (националист Ярослав) предстоит бок о бок прожить на экране пять дней, за которые от взаимной ненависти и нетерпимости они пройдут путь переосмысления своего взгляда на жизнь, смогут понять друг друга и даже подружиться. Но это все потом.

Завязка стремительна, как в детективе. Крепкие парни во главе с Ярославом, надев черные маски, врываются в здание ночного клуба и, сметая охрану, ищут его владельца Алхана (Сергей Маковецкий). Хозяин же в это время принимает посетителя – только что вышедшего из тюрьмы мошенника Нурика, которого он, очевидно, «кинул» на большие деньги. Но вместо того чтобы вернуть долг, Алхан хвастается перед гостем своей коллекцией раритетов, не спеша рассказывая историю каждой вещи. Бывший зэк понимает, что денег ему не видать, улучив момент, бьет рассказчика по голове чем-то тяжелым и пытается коллекционным кинжалом открыть мини-сейф, полагая, что там деньги лежат. Но, услышав шум, бросает сейф в сумку и на лестнице сталкивается один на один с Ярославом. Завязывается драка, в результате которой Нурик случайно наносит себе смертельную рану тем самым ножом, а соперник теряет сознание. Все, темнота. И тут начинается мистика.

Оба парня, живые и здоровые, оказываются вдвоем на обшарпанном суденышке посреди большого озера в неизвестном месте. Идет выяснение отношений. Нурик заявляет, что послан Ярославу (которого он упорно называет Васей) высшими силами в качестве ангела-хранителя сроком на пять дней. Вася в бешенстве. Еще не хватало, чтобы какой-то «черный» ходил за ним по пятам! К тому же он на днях должен быть в Москве и выступить в суде главным свидетелем по делу об убийстве друга. Антипатия парней друг к другу явно на лицо. Единственное, что их в какой-то степени объединяет – наличие общего врага в лице Алхана, которому Ярослав так и не успел отомстить за аферу с недвижимостью, из-за чего его любимая девушка Вика с матерью остались на улице. Кстати, об Алхане в роли которого Сергей Маковецкий был просто бесподобен. Этакий Дон Карлеоне современного пошиба. Богат, умен, начитан, буквально сыпет цитатами древних философов и мировых классиков. При этом циничен и жесток. Может из-за пустяка забить человека ногами, а потом с изысканной вежливостью спросить дорогу у его спутника.

И подумаем вместе Такое вот начало. А дальше разворачивается комический триллер с погонями, перестрелкой, фантастическими перемещениями героев на просторах нашей великой страны. Однако зрелищные кульбиты сюжета не уводят нас, зрителей, от главной идеи картины – раскрытии взаимоотношений между людьми. Самыми разными по возрасту, профессии и национальности. Насколько они открыты или замкнуты, доброжелательны или агрессивны. И вообще – готовы ли они принять окружающих такими, как они есть и сосуществовать по единым правилам общего жития? Не видеть мир только в черно-белом варианте, а попытаться разглядеть хотя бы малую толику его цветов и оттенков? Режиссер не решает проблему толерантности. Он не дает назидательных рецептов и не благодушествует в стиле Кота Леопольда – мол, ребята, давайте жить дружно. В одном из интервью Евгений Шелякин сказал: «У нас нет цели всех примирить, но есть цель предложить людям подумать на эту тему». И фильм «Ч/Б» делает это предложение тонко, деликатно, очень современным и ироничным языком.

Герои фильма тесно общаются всего несколько дней, попадая в разные обстоятельства. Но за это короткое время они научились и думать, и поступать по-другому. И на суде по делу убийства друга Ярослав заявляет: «Таджик не убивал! Защищаясь, он превысил самооборону. Я поступил бы также». На вопрос судьи: «Понимаете ли вы, что из свидетеля вы переводитесь в обвиняемого?» Ярослав отвечает: «Да, понимаю». Совесть не имеет национальности.

Несмотря на дебют, режиссеру удалось собрать высоко профессиональную (кстати, интернациональную) команду. Но особо хочется отметить гениального Каху Кавсадзе в эпизодической роли уважаемого даже местной милицией старика-отшельника. Он не только помогает героям уйти от преследования, но и сдает банду во главе с Алханом нашим доблестным органам власти. И все это, естественно, с изрядной долей юмора.

Оператор Даян Гайткулов, на мой взгляд, сделал главное – чтобы зрители вообще не почувствовали съемочного процесса. Просто мы все оказались внутри фильма и стали участниками удивительных событий. А музыка Сергея Шнурова стала еще одной составляющей картины, создавая определенный настрой и поддерживая азартный ритм фильма.

Не в обиду будет сказано другим участникам фестиваля, но таких продолжительных и бурных аплодисментов я не слышала ни на одном фильме. Браво, ребята, скорее в прокат, пусть это кино посмотрит вся страна. И подумаем вместе.

Галина ШИШКОВА