Как отмечают Навруз в УзбекистанеНавруз – праздник пробуждения природы, торжества жизни, надежд на щедрый урожайный год. Навруз — это зов карнаев, это радостные голоса детей в красивых нарядах, это атласные переливы платьев девушек и пёстрые халаты джигитов, это молодцеватая походка, умудрённых опытом аксакалов, это праздничные хлопоты неутомимых женщин, спешащих на праздник. Это с вечера накрытые столы в домах, как символ изобилия и гостеприимства.

Происхождение праздника очень древнее, связанное с культом Солнца и именем легендарного пророка Заратуштры – основателя зороастризма (VI-V в. до н.э.). Навруз укоренился в традициях большинства народов Центральной Азии, на которых оказала влияние зороастрийская культура. Традиции празднования Навруза примерно одинаковы и сохранены столетиями.

В последние двадцать с лишним лет в Центрально-азиатских республиках СНГ день Навруза стал официально признанным выходным днём.

Навруз отмечается 21 марта и считается началом нового года, так как это день весеннего равноденствия. Земля проходит период всемирного астрономического равенства. В этот день времена года по полушариям меняются: если в южном полушарии наступает осень, то в северном — весна. В переводе с фарси «Навруз» обозначает «новый день».

По сообщению Беруни (VIII в.н.э.), Навруз почитаем мусульманами: потому что «это день, который почитают ангелы (ибо в этот день они сотворены из огня), пророки (ибо в этот день было создано солнце) и почитают его цари (ибо это первый день времени)». Существует поверие, что с приходом этого праздника на землю спускаются добрые ангелы-фаришта, которые дарят людям изобилие и благоденствие. Но ангелы, по легенде, не посещают дома, в которых затаилась вражда. Отсюда важный ритуал Навруза — необходимость простить долги, забыть все обиды и ссоры. Ведь тот, кого переполняет ненависть, не может радоваться. Кроме того, по зороастрийским поверьям, дух погибших («Форохар») возвращается в эту пору на землю и проводит несколько дней среди родственников.

Празднование проводится в несколько этапов. Обычно праздник Навруза отмечали шесть дней и первые пять дней называли «Наврузи омма» или «Наврузи кучак» — то есть Маленьким Наврузом. А шестой день называли «Наврузи хоса» или «Наврузи бузург» — то есть официальный или Большой Навруз. «Наврузи омма» считался общенародным, а «Наврузи бузург» официальным праздником только для царя, его приближенных и окружения. Впоследствии период празднования иногда менялся.

В преддверии Навруза хозяйки тщательно убирают дома и дворы, мужчины вскапывают огороды, организовываются хашары – когда люди всей махаллёй (часть города размером с квартал, жители которого осуществляют местное самоуправление) убирают улицы и площади, чистят арыки, белят деревья.
Многие великие люди прошлого связывают начало празднования Навруза с именем шаха Джамшида (1543-50 гг.), который первым ввел обычай на этот Праздник. Об этом писал Омар Хайям в своей книге «Навруз наме». С тех пор «сильные мира сего» в этот день оказывают милость слабым и нуждающимся, принимают подарки и одаривают сами. Но существовала определенная этика, согласно которой дорогие подарки принимали только от равных себе и неприлично было дарить не по рангу, то есть делать очень дорогие подарки вышестоящим, что воспринималось как притязание на равенство и расценивалось как грех гордыни. Считается, что лучше всего дарить сладости, цветы и благовония.

В Навруз совершаются обряды благодарения, обеспечивающие покровительство всех чистых стихий: огня, воды, воздуха, земли. Поэтому этот день рекомендовалось отмечать следующим образом:

— с утра, еще до того как произнесут слово, надо встретить восход солнца, смотреть на зарю в это утро – значит обеспечивать счастье на весь год;
— с утра хорошо съесть 3 ложки сладости — меда, умаститься маслом (растительным), окурить себя тремя кусками благовония — во имя здоровья;
— непременно исполнять просьбы членов семьи, служащих и зависимых людей, что необходимо для укрепления своего социального положения и власти;
— вручать и получать подарки, как пожелания материального благополучия, которое всегда исполняются, если даются «от души» и не чрезмерны для дающего;
— участвовать в праздничных гуляниях с шутливыми и веселыми обрызгиваниями водой, прыжками через костер и катанием на качелях. Это создает хорошее настроение на весь год.

Умение писать стихи на Востоке всегда считалось признаком хорошего воспитания. И в этот день друзья обменивались посланиями с добрыми пожеланиями — «таркибанд» («да будет так»), или «хамрият» («вакхическая песня»).

21 марта — Главный день праздника. В последующие 13-20 дней (в разных регионах по-разному) принято ходить в гости, посещать родственников, оказывать помощь сиротам и одиноким людям, малоимущим семьям, инвалидам и больным; покупать и сажать саженцы молодых фруктовых деревьев, собираться веселыми компаниями на лоне весенней природы. А также поклоняются могилам родственников и близких.

Считается, что дела, которые будут сделаны во время тринадцати дней Навруза, человек будет делать весь год.

Согласно народным поверьям, очень много в эти дни зависит от прихода в дом первого гостя. Считается удачей, если этот первый гость нового года кроткого и доброго нрава, остроумный, благочестивый, с добрым именем и репутацией, а самое главное — иметь «счастливую ногу», то есть приносить удачу.

Издревле в земледельческих оазисах Узбекистана на Навруз устраивались большие народные гуляния (сайил), праздничные базары, конные скачки, собачьи и петушиные бои. Праздник сопровождается состязаниями народных певцов и сказителей, острословов (аскиябозов), танцоров, комедиантов (масхарабозов) и канатоходцев.

Главным среди обычаев празднования Навруза в Узбекистане, пожалуй, остаются приготовление национальных блюд, которые, в основном, можно испробовать только в Навруз. В махаллях или во дворах современных многоэтажек накрываются столы, в больших котлах на дровяном огне готовятся традиционные угощения: «сумаляк» (блюдо, сваренное из пророщенных зёрен пшеницы и муки, иногда с добавлением специй); «халиса» или «халим» (мясная каша из свежего бараньего мяса с пшеницей, горохом, ячменем и овощами), ну и конечно плова. Приготовление этих вкусных и питательных яств – дело достаточно трудоемкое и требующее много времени, поэтому этот процесс – коллективный, он сопровождается музыкой, песнями, танцами, что и является частью праздника.

Сумаляк — символ жизни, тепла, изобилия и здоровья, готовят в основном, женщины, мужчины только помогают, а халим готовят мужчины. Чтобы сумаляк не подгорел, его нужно постоянно помешивать. На дне котла в сумаляке лежит ровно 21 камешек, иногда кладут грецкие орехи в скорлупе. По древним повериям считается, что если при разливе сумаляка вам в вашу посуду попал один из этих камешков или орехов, то быть вам счастливым в этом году. Чем большему количеству людей будет роздан сумаляк, тем богаче будет махалля в этом году.

Другими традиционными угощениями Навруза считаются: туграма-плов, шурпа, отварная баранина или говядина, кок-чай, свежие белые лепешки, горками лежащие на столах, самса с начинкой из первой весенней зелени, фрукты и сладкая нишалда.

Существует много традиций, свято передаваемых от одного поколения к другому, связанных с этим праздником. По одной из таких традиций праздничный дастархан стараются сделать как можно богаче разнообразными блюдами и сладостями. Все должны быть сыты и довольны, тогда год будет благополучным и урожайным.

В некоторых регионах в день праздника предписывается не покидать своего дома до полудня. Считается, что это способствует сплочению семьи и помогает избежать в наступающем году потерь.

Все города и кишлаки Узбекистана украшают цветами, разноцветными флагами, шарами, повсюду звучат песни. Во многих регионах Узбекистана в день празднования Навруза обращаются к литературным и народным героям. В Самарканде главным местом празднества избирается площадь Регистан, где проходят большие театрализованные представления. Открывают их артисты, загримированные под поэтов средневековья Навои и Джами. В городе Шахрисабз, например, можно «встретиться» с Фирдоуси и Беруни, Омаром Хайямом и Мукими. В Кашкадарьинской, Самаркандской, Сырдарьинской и др. областях во время праздника передовикам производства, матерям-героиням вручают награды, родителям новорожденных — свидетельства о рождении.

В некоторых районах Навруз начинается заблаговременно выборами «хозяйки праздника» — Бахор-ханум (девушка-Весна). Из множества претенденток выбирают не просто самую красивую девушку, но и работящую, умную, веселую. На другом конкурсе выбирается Дехкан-бобо (дед-Земледелец). Им может быть аксакал или молодой человек. На третьем — Момоер (человек-Земля). Все трое, одетые в красочные национальные одежды, 21 марта открывают праздник. На украшенной цветами машине Бахор-ханум, Момоер и Дехкан-бобо, в сопровождении музыкантов с карнаями и сурнаями, объезжают улицы и приглашают жителей на главную площадь. Когда соберётся народ, Бахор-ханум поздравляет всех с Наврузом, а затем, вместе со всеми желающими высаживает деревца.

В Бухаре, в отличие от других регионов Узбекистана, в день Навруза широко отмечают мучал (или мулжал) – окончание двенадцатилетнего цикла в жизни человека. Справляют Дни рождения все, кому исполняется в этом году 12, 24, 36, 48 и т.д. лет (независимо от того, в каком месяце ты родился). Эта цикличность в 12 лет считается переломной в жизни человека и она отмечается особенно торжественно. В этот день именинник должен с ног до головы нарядиться во все новое, раздать семерым соседям так называемый улуш – хлеб со сладостями в знак того, что он достиг еще одного мучала.

Общей для представителей всех национальностей, в том числе и узбеков, считается примета, согласно которой браки, заключенные в праздник Навруз, являются самыми крепкими и счастливыми.

В праздник особо расцветает столица Узбекистана — Ташкент, напоминающая в эти дни цветущий и танцующий оазис. Пробудившаяся природа весной в Узбекистане просто восхитительна: зеленеют холмы, утопают в цветах долины, поля и предгорья усыпаны тюльпанами и маками, а воздух вокруг насыщается ароматами подснежников, фиалок и других полевых цветов. Мимо такой красоты невозможно пройти, не восторгаясь! Помню, как-то мне посчастливилось в такое праздничное время поехать в командировку в Бекабад (город Ташкентской области), вдруг водитель останавливает автобус с просьбой выйти из салона. Пассажиры немного растерялись, но послушно вышли. Романтичный водитель попросил нас оглядеться вокруг и насладиться необыкновенными красно-жёлто-зелёными холмами, буквально сияющими от первых лучей солнца. После такой релаксации, мы все как-то стали ближе, обмениваясь впечатлениями. Водитель нас уверил, что автобус приедет в пункт назначения без опозданий, но нельзя проезжать мимо красоты, дарованной нам матушкой-природой. Конечно, он прав! Побольше бы таких людей и мир был бы добрее! После празднования Навруза обычно начинаются полевые работы, которые также сопровождаются выполнением различных обрядов. Первую борозду проводит самый уважаемый и старейший представитель сельской общины.

Еще одна примета Навруза — это журавли. По здешним поверьям они приносят удачу, добрые всходы и хороший урожай!

Независимо от национальности и вероисповедания Навруз отмечается всеми. Узбеки приглашают своих друзей — татар, русских, армян, украинцев, корейцев и других разделить с ними праздник. В дни Навруза из Узбекистана в разные города мира и обратно летят письма, открытки, SMS-ки, звонят телефоны с поздравлениями и благими пожеланиями. Это свидетельствует о том, что люди, находящиеся далеко от родных мест, связи со своей исторической родиной не теряют.

В 2009 году Навруз был включён ЮНЕСКО в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества, а в 2010 году Генеральная Ассамблея ООН объявила 21 марта — день весеннего равноденствия как Международный день «Навруз». Празднование Навруза становится традиционным также для Московского мегаполиса и мы гордимся, что он служит духовной основой для укрепления и развития многонациональной России.

От имени представителей Региональной общественной организации «Узбекское Содружество Москвы» поздравляем всех с весенним праздником Навруз! Пусть свет этого, по-восточному сказочного, праздника сопровождает всех на жизненном пути и приносит в дома только добрые вести, а слух услаждает райским звучанием песен о мире, любви, дружбе и радости!!!

Материал подготовила зав. отделом культуры РОО «Узбекское Содружество Москвы» Ольга Ширшова