В Учебно-театральном комплексе ГИТИСа накануне Всемирного дня цыган состоялся дипломный спектакль «Легенды Notre Dame De Paris» выпускного курса мастерской народного артиста РФ, профессора Г. Н. Жемчужного.
Музыкально-романтическая фантазия в двух действиях поставлена профессором Жемчужным по мотивам романа Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери». Режиссером выступил недавний выпускник режиссерского факультета ГИТИСа, артист театра «Ромэн» Андрей Жемчужный. Педагоги курса – народная артистка России, профессор Е. А. Жемчужная, заслуженная артистка доцент З. Г. Ляшенко. Педагог по сценической речи О. А. Лавренова.
Наряду со студентами выпускного 4-го курса в спектакле были заняты артисты театра «Ромэн».
В прекрасном театральном зале на улице Пилюгина, 2 на просмотре присутствовали заведующий кафедрой актерского факультета народный артист СССР Владимир Алексеевич Андреев, проректор Елена Владимировна Кочетова, декан актерского факультета, заслуженный артист России Владислав Александрович Долгоруков, другие именитые гости и, конечно, родители и друзья выпускников.
Георгий Николаевич Жемчужный перед началом, не скрывая волнения, объявил имена своих питомцев, занятых в спектакле. И он начался!
Знакомство с творчеством режиссера Г. Н. Жемчужного, как всегда, обещало феерию музыки, танца, изысканных костюмов и актерского душедвижения, высокодуховный, оптимистичный финал, но «Нотр-Дам» превзошел все ожидания! Сценография мастера лаконична, но информативна. Проекция на белые полотнища экрана погрузила зрителей в атмосферу Парижа, визитной карточкой которого является Собор Парижской Богоматери. Огромная центральная розетка его каменного узорочья стала доминантой сцены и всего спектакля. А может быть, мишенью человеческой души?
Четыре скульптурные композиции рисуют средневековое время и пространство – два священнослужителя в широких ниспадающих одеждах – олицетворение кротости и меланхолии – и две коварные химеры – воплощение человеческих грехов в виде летучих мышей и змеиных голов. Вечное противоборство дьявола с ангелом. (Художник Н. Панченко.)
Действо разворачивается на фоне Собора, и в этом площадном представлении видим глубинный смысл шекспировского театра жизни. Не отпускает ощущение современности, вовлечения зрительного зала в процесс происходящего. Полный эффект присутствия!
Беженцы-чужестранцы просят убежища у ворот Нотр-Дама. А главное – приюта душе, который сулит мир поэтов и трубадуров, слагающих и исполняющих песни о любви — единственной опоре мира. Вкус нарождающейся любви, доброты, поклонения и восторга постоянно сменяется тревогой, бедой, опасностью. Руководитель игры – великолепная актриса Рада Ващенко и бродяги в серых хитонах исполняют роль греческого хора, подготавливающего зрителей к капризным поворотам рока.
Динамику спектакля подчеркивает информативное использование простых металлических конструкций-трансформеров – они то подиум короля, то ложе, а и эшафот. Людовика ХI играет Леонид Буштаренко, изображая глупость, граничащую с жестокостью – приметы нынешних правителей мира.
Доброе слово следует сказать об актрисах, игравших матерей, – Русалина Полякова и Аурика Хаджи. В коротких вокальных партиях они смогли полно и проникновенно передать трагедию тоски по детям.
Архидьякон Фролло (Олег Манциленко) страстно мечется между святым долгом и неистребимой любовью-наваждением к Эсмеральде. Серьезная вокальная партия тому подтверждением. Понять его можно. От такой цыганки (Аделина Плахотная) невозможно отвести глаз! Ее героиня наделена дикой красотой, пленительной, чувственной пластикой и завораживающим голосом. Недаром ее за неотразимую внешность и безоговорочную доброту боготворит горбун Квазимодо. Актер Михаил Савельев не боится показаться уродливым (надо было постараться педагогам и художнику по костюмам – М. Манюк), но зритель сразу проникается к нему симпатией. А вокальная партия Квазимодо, голос актера и вживание в образ заслуживают отдельных восторгов.
Но Эсмеральда со всей своей неистраченной силой любви предпочла офицера Феба де Шатопера. Он вполне оправдывает свое имя («Солнце»). Сергей Сураков сыграл его ослепительным, самовлюбленным, обаятельным донжуаном. Сцена их свидания исполнена целомудренной эротики, заставившей зал замирать. Его, уже практически мужа своей ревнивой прелестницы-кузины (Диана Ахмед Салим Омер), трудно осудить за увлечение юной таборной танцовщицей. Странно, что поэт Гренгуар (Михаил Буштаренко) остался индифферентным к ее достоинствам, предпочтя видеть Эсмеральду лишь музой. Зато его лирический дар сполна воплотился в произведениях. Пронзительная по чувству песня «Любовь как птица» (стихи Е. Юшина, музыка Е. Ширяева) стала лейтмотивом пьесы под вещий предупреждающий колокольный звон Квазимодо.
Аллилуя любви! Так можно назвать спектакль «Легенды Нотр-Дам Де Пари). Молитвы каждого героя Пресвятой Деве слились в одну большую Молитву создателей к Богу – о неистребимости жизни, мире и всепрощении. Танцуй, Эсмеральда!
Такой спектакль достоин того, чтобы его представить на площади перед настоящим Собором Парижской Богоматери.
Члены дипломной комиссии во главе с народным артистом СССР Владимиром Алексеевичем Андреевым, благословившим в свое время открытие «цыганского курса» в ГИТИСе, высоко оценили эту работу. Г. Н. Жемчужный набирает «алмазы» и помогает им стать бриллиантовыми звездочками.
Елена МАРТЫНЮК