Завершился ХI Международный фестиваль мусульманского кино, который в эти осенние дни проходил в столице Татарстана – Казани.
Церемония открытия и закрытия фестиваля проходили в большом зале Татарского академического театра им. Г.Камала.
«Вот уже одиннадцатый год фестиваль мусульманского кино проходит в Татарстане». – таким словами приветствовал гостей председатель Государственного Совета республики Татарстан Фарид Мухамедшин. – «Взяв однажды на себя эту миссию, мы чувствуем за собой огромную ответственность за то, чтобы показать миру мусульманскую культуру, людей, живущих с толерантностью в сердце к другим народам. Надеемся, что с помощью этого фестиваля возродится то гуманное кино, которое владело умами миллионов».
Временно исполняющий обязанности президента республики Татарстан Рустам Минниханов в своем послании фестивалю, назвал Казанский фестиваль мусульманского кино «одной из визитных карточек современного динамично развивающегося Татарстана» и отметил, что столица Татарстана становится не только местом мировых спортивных соревнований, значимых культурных и образовательных форумов, но и центром международного кинофестивального движения.
Гостями фестиваля на этот раз были народные артисты России Владимир Меньшов (председатель жюри), Борис Клюев, Александр Михайлов, Дмитрий Харатьян, Семен Стругачев, легендарный польский кинорежиссер, сценарист и продюсер, лауреат главного приза Венецианского кинофестиваля «Золотой лев», обладатель множества международных и национальных наград Кшиштоф Занусси, актер и режиссер Кирилл Плетнев, популярный музыкант, актер и режиссер Алексей Воробьев, заслуженные артисты Дмитрий Певцов, Екатерина Толубеева, киновед Сергей Лаврентьев, известная еще по советским фильмам, латвийская актриса Мирдза Мартинсоне, узбекские режиссеры Эльёр Ишмухамедов, Рустам Сагдуллаев и др. Гостями церемонии стали режиссеры и кинодеятели из 20 стран мира, которые приехали на фестиваль представить свои работы, вошедшие в основную конкурсную программу. Казанский кинофестиваль верен своему девизу, который остается неизменным уже одиннадцатый год: «Через диалог культур к культуре диалога».
В этом году отборочной комиссией кинофорума были просмотрены более 700 лент различных жанров и направлений. Отборщиками единогласно был отмечен возросший уровень присылаемых картин, а также, что, особенностью нынешнего фестиваля является отсутствие явных лидеров в конкурсной программе во всех номинациях. «Если в предыдущие годы сербские и хорватские игровые картины были на голову выше остальных, то на этот раз трудно было выделить какую-то одну работу из десяти, такие они разные и замечательные. И каждая из них, безусловно, достойна победы» – подчеркнул в своей беседе известный киновед Сергей Лаврентьев, и добавил, впрочем, что «в фестивале, как и в Олимпийских играх, важна не победа, а участие».
Как и на предыдущих фестивалях, основной целью казанского кинофестиваля был обмен опытом деятелей культуры и искусства России, стран ближнего и дальнего зарубежья, показ творческих достижений кинематографистов, создающих фильмы, популяризирующие общечеловеческие духовно-нравственные и культурные ценности, создание объективного представления в российском и мировом сообществе об исламе и мусульманах. И поэтому в программу фестиваля были отобраны лучшие фильмы отечественного и мирового кинематографа, призывающие к добру, миру и справедливости вне зависимости от вероисповедания автора.
Фильмом открытия стартовала дебютная картина турецкого режиссера Хасана Кырача «Слияние сердец». Это мелодрама о влюбленных Юнусе и Дженнет, разлученных Второй мировой войной. Фильм снимался в Турции, Болгарии и Грузии.
Показы конкурсной, внеконкурсной и параллельной программ проходили в кинотеатрах «Родина», «Мир», «Киномакс (ТЦ «Тандем»), в Музее исламской культуры в Казанском Кремле, Доме Дружбы народов Татарстана, Музее советских игровых автоматов и творческой лаборатории «Угол».
А в пресс-центре кинофестиваля в кинотеатрах «Родина» и «Мир» традиционно проводились пресс-конференции, брифинги, круглые столы с участием режиссеров, сценаристов и продюсеров фильмов, мастер-классы, творческие встречи, а также ежедневные обсуждения картин среди журналистов и кинокритиков.
Впервые в рамках Казанского кинофестиваля проводился образовательный форум и практическая лаборатория «Время кино», в котором принимали участие молодые режиссеры, актеры, продюсеры, операторы, художники и все, кого интересует кинематограф. В течение всей недели в кинотеатре «Мир» проходили специальные показы фильмов, лекции и мастер-классы от российских и зарубежных деятелей кино. Кураторами практической части форума были казанский режиссер, основатель Школы авторского кино Алексей Барыкин и куратор секции «Чтения» киновед Адиля Хайбуллина.
Среди мероприятий форума прошли творческие встречи молодых кинематографистов с польским режиссером Кшиштофом Занусси, презентация режиссерской работы московского актера Кирилла Плетнева – фильма «Настя», творческая встреча музыканта, актера и режиссера Алексея Воробьева с презентацией его фильма «Папа», мастер-класс киноведа Алены Сычевой, специальный показ лучших короткометражных фильмов Student Academy Awards Венецианского кинофестиваля, объединенных по названием Best Shorts: Студенческий Оскар-2014. Всего в программе фестиваля было предусмотрено три образовательного блока – «Чтения», «Показы» и «Мастерская». А завершил программу показ короткометражного фильма «Пленка» снятого во время «лабораторного практикума» под руководством Алексея Барыкина, показанный в день закрытия фестиваля.
И всё же особым успехом у зрителей пользовались фильмы конкурсной программы, которые показывали в кинотеатре «Родина». Традиционно самый большой интерес вызывало игровое полнометражное кино. Конкурсную программу полнометражного игрового кино составили 10 фильмов из Турции, Ирака, Ирана, Индии, Бангладеш, Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана и России. Все отобранные фильмы совершенно были не похожи друг на друга и по тематике, и по режиссерскому воплощению.
Зрители с огромным вниманием следили за расписанием показов. И на каждом показе залы были переполнены до отказа, буквально яблоку негде было упасть. Очень тепло встретили зрители фильм татарского режиссера Фарида Давлетшина «Рудольф Нуриев. Рудик», снятый по роману известного писателя, драматурга, общественного деятеля Татарстана Рабита Батуллы «Летающий демон». Желающих посмотреть фильм о всемирно известном танцовщике-земляке значительно превысило возможности кинозала настолько, что пришлось показывать этот фильм дважды. «Рудольф Нуриев. Рудик» – это лишь первая часть трилогии, посвященная детским годам легендарного танцовщика, – сказал, представляя фильм режиссер. – Наша картина – это попытка осмыслить Рудольфа Нуриева как личность, понять, как зарождалась и осуществлялась его мечта».
О реальных событиях XIX века также рассказывает фильм кыргызского режиссера Садыка Шер-Нияза «Курманжан Датка. Королева Гор» Эта красочная историческая драма, повествующая об «Алайской царице» Курманжан, женщине-мусульманке, которая посвятила свою жизнь объединению разрозненных киргизских племен. За мудрость и смелость ее называли «королевой гор», но более всего в своей стране и за ее пределами она была известна под именем Датка (генерал), которое она с гордостью носила. Героиня фильма Курманжан Датка проходит через тяжкие испытания жизни ради спасения своего народа и считается матерью нации. Она стала одной из великих цариц в истории восточных народностей. Картина, к которой ее создатели шли несколько лет, стала самым крупным кинопроектом в истории независимого Кыргызстана.
Не менее горячо встретили зрители и фильм молодого московского режиссера Дарьи Полторацкой «Побег из Москвабада», посвященный актуальной для современной России, да и не только России, проблеме легальных и нелегальных мигрантов, называемых гастарбайтерами, из стран бывшего СССР, людей, вынужденных жить и работать на чужбине. Поднятая в фильме тема – одна из самых острых граней диалога культур. При этом, несмотря на агрессивность темы, режиссеру удалось уйти от эстетики насилия, – прокомментировала фильм программный директор казанского кинофестиваля Альбина Нафигова. Актуальность и острота проблемы взаимодействия мигрантов и коренного населения волнует многих кинематографистов. Об этом свидетельствует количество заявок, как в документальном, так и в игровом кино, приходивших на Казанский кинофестиваль в последние годы, отметили организаторы.
«Побег из Москвабада» – одна из первых работ в большом кино Дарьи Полторацкой, известной как режиссер сериалов «Не родись красивой», «Кружева» и «Любовь как любовь». Сценаристом выступил известный режиссер Юсуп Разыков, в прошлом участник Казанского кинофестиваля. Главную роль сыграла молодая актриса, дочь актера Владимира Машкова, Мария Машкова.
Чем-то близким по тематике оказались индийская лента «Имена неизвестны» режиссера д-ра Брджу и «Муравьиная история режиссера из Бангладеш Мостафы Фаруки, пытающиеся донести горькую правду о людях, живущих за чертой бедности, потерянных в «джунглях» цивилизации и невозможности что-либо изменить.
Два фильма конкурсной программы посвящены событиям недалекого прошлого. В основе фильма «Учитель» таджикского режиссера Носира Саидова – переплетение судеб людей в переходный период начала 1990-х, когда таджики боролись за сохранение национальных ценностей, но при этом избирали разные способы. Деревенский учитель Назар и двое его сыновей, один из которых – Самандар, продолжает дело отца, берут от установок советской власти всё самое лучшее: служение людям, долгу и потребность поступать по совести в любых обстоятельствах…
В недалеком прошлом происходит и действие фильма узбекского режиссера Мансура Васати «Колодец». Фильм поднимает важные и актуальные проблемы коммуникации между людьми, отсутствие взаимопонимания, чуткости, доброты. В центре внимания создателей фильма – судьба скромного, простодушного и трудолюбивого человека, который роет колодцы для людей, приносящие им живительную влагу, без которой нет жизни. Он искренне помогает людям, не требуя денег за свою работу, и довольствуется тем, что ему дают. Но он не обижается на людей и во всех своих неудачах всегда винит только самого себя.
Наш фильм о человеческой доброте и необходимости всегда оставаться человеком, несмотря ни на какие трудности, которые появляются в жизни – сказал о своём фильме режиссер Мансур Васати.
Традиционные фавориты фестиваля мусульманского кино – Иран и Турция. Участники конкурсной программы из этих стран всегда вызывают повышенный интерес и, как правило, не обманывают ожидания фестивальной публики. Не обманули они и на этот раз. Фильм «Рыба», снятый режиссером Дервишем Заимом, рассказывает о семье рыбака, где растет немая дочь. Исцелить ее, по древнему преданию может рыба особой породы, которая по поверьям обладает целебными свойствами. Но в их озере не водится эта рыба. И отец семейства решает заняться разведением этой чудодейственной породы. Но для этого нужны деньги. И Кай, отец семейства, начинает заниматься браконьерством – ловлей рыбы с использованием химикатов, чтобы выручить за проданную рыбу деньги. И по роковому стечению обстоятельств первой жертвой оказалась его жена, которая отведала эту рыбу. Рыба в фильме несет метафорическое значение, которое означает в истории мировых религий, олицетворение жизни и смерти. В фильме глубоко раскрыта тема покаяния, прощения и принятия себя, пройдя через которые отец приходит к диалогу со своей дочерью и самим собой.
К теме войны обратились создатели фильмов «Без границ» (Иран) и «Лицо в пепле» (Ирак). Война и дети – лейтмотив фильма иранского режиссера Амирхоссейна Азгари «Без границ». В картине используется специальный кинематографический приём – это почти немое кино, где мощное эмоциональное воздействие идёт лишь с помощью видеоряда. Фильм рассказывает историю иранского подростка, живущего в зоне боевых действий. Оставшийся без родителей мальчик, давно привык полагаться только на самого себя и не ждет милостей от судьбы. Камера часто берет крупным планом глаза ребенка – сухие, но полные невысказанной боли.
Столкновение сначала с подростком-иранцем, а потом с американским солдатом-дезертиром раскрывает основную идею фильма о жестокости и бессмысленности войны, и ее преступности, разделяющей людей в противоположные лагеря.
Режиссер фильма «Лицо в пепле» Шахаван Идрес намеренно уходит от патетических интонаций о войне, как бы говоря: несмотря ни на что, жизнь продолжается. Играются свадьбы, вдовы, оплакав убитых мужей, создают новые семьи. Но свадебная церемония омрачена появлением военных, которые привозят гроб с телом очередного убитого солдата. Свадьба вот-вот превратится в похороны, но во время омовения тела обнаруживается, что погибший – не мусульманин. Отец же единственного христианского семейства в этой деревне не уверен, что это его сын, так как лицо его сильно обожжено. В течение всего фильма продолжаются поиски истины, которые перерастают в спор отца-мусульманина и отца-христианина, по какому обычаю следует хоронить тело. И, когда они, казалось бы, нашли «соломоново решение» приезжает военный и забирает тело, которое было привезено сюда по ошибке. Фильм заканчивается эпизодом, когда оба отца стоят рядом и смотрят вслед удаляющемуся автомобилю с телом погибшего солдата. Сегодня их миновала горькая чаша, что будет завтра – неизвестно. Война не разбирает особенностей вероисповедания, для нее все равны.
Самым ожидаемым фильмом закрытия мусульманского кино стала гала-премьера внеконкурсной картины татарстанского режиссера Рената Аюпова «Ак чэчэклэр» («Белые цветы»), приуроченная к юбилею одноименного романа известного писателя Абдурахмана Абсалямова и Году литературы в Российской Федерации. Цветок подснежника в книге и фильме – это символ людей в белых халатах, врачей и медсестер. Беззаветно преданные своему делу, эти люди не только лечат тело и душу, но и несут свет, служат примером, дают надежду жить, дарят окружающим тепло своей души. Фильм был настолько ожидаем зрителями, что такого паломничества желающих посмотреть его Казань еще не видывала. Организаторам пришлось демонстрировать его в нескольких залах, чтобы вместить всех страждущих.
Итак, фестиваль состоялся. Он в одиннадцатый раз объединил людей многих стран в единое целое, девизом которого был и остается «Через диалог культур к культуре диалога».
Заключительным аккордом программы казанского кинофестиваля стало награждение лауреатов фестиваля. Гран при «Лучший полнометражный игровой фильм» получил фильм киргизского режиссера Садыка Шер-Нияза «Курманжан Датка» («Королева Гор»). Лучшим режиссером назван Амирхуссейн Азгари за фильм «Без границ» (Иран). В номинации «Лучший сценарий полнометражного игрового фильма» победителями стали режиссер, сценарист, продюсер Шахаван Идрес («Лицо в пепле», Ирак) и автор сценария фильма «Учитель» Сафар Хакдодов режиссер Носир Саидов (Таджикистан).
Впрочем, побежденных на кинофестивале не было. И хочется вновь повторить слова известного московского киноведа, отборщика фильмов на фестиваль, Сергея Лаврентьева, что «в фестивале, как и в Олимпийских играх, важна не победа, а участие». В добрый путь XI международный кинофестиваль мусульманского кино!
Фаина ЗИМЕНКОВА
Источник: РиА Вести