Сегодня художественному руководителю балетной труппы Большого театра Сергею Филину исполняется 45 лет. Начальство решило сделать ему весьма своеобразный подарок.
Накануне юбилейного дня рождения новостные ленты запестрели сообщениями о том, что контракт, который был заключен с Филиным в 2011 году и истекает в конце марта 2016 года, не будет продлен, а место художественного руководителя балетной труппы будет упразднено , сообщает Евразия FM со ссылкой на noteru.com.
Вместо него появится должность директора балета, которую займет нынешний главный балетмейстер «Ла Скала» Махарбек Вазиев.
На самом деле о том, что контракт с Филиным не будет продлен, стало известно еще летом, когда 30 июля об этом заявил генеральный директор ГАБТа Владимир Урин. Вчера он подтвердил эту информацию и назвал имя преемника.
Заслуженный артист РФ Махарбек Хасанович Вазиев, которого в театральных кругах часто называют просто Махаром, старше Филина на 9 лет. Он родился в 1961 году в Северной Осетии.
После окончания Ленинградского хореографического училища имени А.Я. Вагановой (класс Юрия Умрихина) Вазиев был принят в труппу Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова (Мариинский театр), где с 1989 года он был премьером. В 1995 году его назначали и.о. заведующего балетной труппы Мариинки: период его руководства балетные критики оценивают как время преображения театра, выхода его на современный уровень балетного мастерства. С 2009 года в течение семи лет Вазиев руководил балетной труппы миланского театра «Ла Скала».
Это не первая попытка Большого театра сотрудничать с Вазиевым. В 2011 году его приглашал занять пост художественного руководителя балетной труппы тогдашний гендиректор ГАБТ Анатолий Иксанов, однако Вазиев тогда решил остаться в «Ла Скала». Интересно, что сейчас, для того, чтобы начать работу в Большом, Вазиеву придется разорвать контракт с Миланом: «Это болезненный момент», — признался хореограф, добавив, правда, что ему не придется выплачивать отступных знаменитому итальянскому театру.
Интересно, что проработав 20 лет в труппе Мариинского театра, Вазиев, безусловно, является представителем ленинградской хореографической школы, которая всегда соперничала с московской. Иначе говоря, он переходит к непримиримым соперникам и прямым конкурентам. Тем не менее, по словам Вазиева, он не намерен вносить изменения в состав труппы.
Назначение Вазиева уже вызвало положительные отклики профессионалов — например, примы Большого Светланы Захаровой и балетмейстера Михаила Лавровского.
В самом деле, послужной список Вазиева безупречен — но непонятно только: неужели нельзя было не подгадывать ко дню рождения Сергея Филина? В июле стороны подчеркивали, что претензий друг к другу у них нет: об окончании своего контракта Филин говорил, что «в современном мире это нормальная практика».
Тем не менее непродление контракта выглядит как очередной удар судьбы. Имя Сергея Филина известно в связи с трагедией, которая произошла 17 января 2013 года: некто Юрий Заруцкий плеснул в лицо Филину кислотой возле его дома на Троицкой улице в Москве. В результате этого нападения худрук ГАБТа был госпитализирован с ожогами лица третьей степени и ожогами глаз и впоследствии был прооперирован в Москве и Германии в общей сложности больше 20 раз. Филин почти ослеп: зрение удалось восстановить лишь отчасти.
По обвинению в покушении на Филина в 2013 году получили сроки заключения исполнитель нападения Юрий Заруцкий, его пособник Андрей Липатов и солист балета Большого театра Павел Дмитриченко (заказчик преступления). По словам Дмитриченко, с Заруцким он познакомился случайно и рассказал ему о неких несправедливостях со стороны Филина, на что Заруцкий предложил избить худрука. Дмитриченко уверяет, что не знал о намерении своего подельника облить Филина кислотой. На суде открылись малоприятные подробности кулуарной жизни Большого театра; как писал корреспондент «Ленты» Андрей Козенко, Филин «в присутствии полусотни журналистов со всего мира принялся опровергать слухи, которые до этого ходили только в узкой театральной среде».
Пока неизвестно, чем собирается заняться Филин после истечения своего контракта. Сообщается, что Филину было сделано предложение остаться в театре, но в какой роли — неизвестно.