«Волнующие голоса Мексики» прозвучали во «Вселенной звука»13 июня в рамках XVI Международного фестиваля «Вселенная звука», который уже стал одним из самых ярких музыкальных событий России, на сцене Рахманиновского зала Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского с большим успехом представили искусство своей страны Оливия Горра (сопрано), Армандо Пинья (баритон) и Рохелио Риохас (фортепиано). Организатором этого замечательного концерта является президент Фонда Чайковского в Мексике Мария Непомнящая-Соболева.

В программе концерта прозвучали вокальные произведения ярчайших мексиканских композиторов ХХ века – Мануэля Понсе, Тато Начо, Марио Руиса Арменголя, Альваро Каррильо, Агустина Лара, Мануэля Эсперона и др. О. Горра и А.Пинья – ведущие солисты главного национального оперного театра в Мехико «Беяс Артес», участники оперных спектаклей в Америке и в Европе, исполнители мирового классического репертуара.

Признанные вокалисты остаются приверженцами национального искусства, исполняя в концертах произведения композиторов Мексики и стран Центральной Америки. Мексиканская классика сложилась из разных музыкальных традиций: она несет на себе отпечаток креольского фольклора, который сохранил ярко выраженные испанские корни, но также испытал влияние культуры коренных жителей страны – ацтеков и майя.

Выступая дуэтом на сцене Рахманиновского зала Армандо Пинья и Оливия Горра, обладающие ярким драматическим даром, разыграли мини-спектакль о непростых взаимоотношениях мужчины и женщины. С каждой новой песней эти отношения развивались, обострялись, накалялись и, казалось, вот-вот должны были закончиться чем-то трагическим. Но исполненный на бис бессмертный шлягер Консуэло Веласкес «Целуй меня крепче» убедил, что настоящей любви не страшны испытания.

Оливия Горра – одна из ярких мексиканских исполнителей классического репертуара, в марте нынешнего года отметила тридцатилетие своей творческой карьеры. Она родилась в мексиканском штате Веракруз, образование получила в Высшей школе музыки в Мехико, затем в Школе музыки «Манхеттен» в Нью-Йорке. После блестящего дебюта в Нью-Йоркском театре «Метрополитен-опера» в опере Дж. Пуччини «Турандот» международные успехи Оливии стали стремительно развиваться. Она получила первый приз и звание лауреата Международного конкурса «Traviata 2000» в США. Союз музыкальных и театральных критиков назвал её самым выдающимся сопрано в Мексике. Оливия Горра выступала с мировыми оперными звёздами (Пласидо Доминго, Рамоном Варгасом, Фернандо де ля Мора, Андреа Бочелли, Роландо Вильясоном, Алессандро Сафина) под руководством выдающихся дирижёров. В 2014 году она основала в Мехико учебное заведение «Культурный центр Оливии Горра», а затем – национальный вокальный конкурс. По указу Президента Мексики Фелипе Кальдерона Оливия Горра удостоена почетного звания Мирового Посла Культурного Туризма.

С 2012 года Оливия Горра активно сотрудничает с Россией – участвует в фестивалях, проводит мастер-классы, поддерживает молодые таланты в различных городах (Перми, Санкт-Петербурге, Красноярске и др.). «Для меня всегда большая честь выступать в России, великой стране, культура которой питает многие народы мира – рассказывает певица. – Из русских композиторов я больше всего люблю Чайковского и Рахманинова, так много написавших именно для сопрано. Я училась петь на их музыке. И мне очень приятно выступать в этом прекрасном Рахманиновском зале московской консерватории с подачи Фонда Чайковского в Мексике».

Её молодой коллега Армандо Пинья обучался в Академии вокального искусства в Филадельфии (США), с 2010 по 2012 гг. проходил стажировку в Швейцарии в международной студии «Zürich Opera International», где работал с известными артистами и дирижерами, осваивая классический оперный репертуар. В 2014 г. Армандо Пинья одержал победу в Международном конкурсе вокалистов «Concurso Internacional de Canto de Sinaloa» и в 2015 г. на Конкурсе Карло Морелли в Мехико. В том же году Армандо Пинья дебютировал на сцене Национального театра Мексики «Беяс-Артес» в партии Риккардо («Пуритане» Беллини). Успешным было его участие в Зальцбургском фестивале летом 2016 г. – в опере Пуччини «Манон Леско» он выступил вместе с Анной Нетребко и Юсифом Эйвазовым под управлением маэстро Марко Армейато – «Deutsche Gramophon» сразу же выпустил запись этой оперы в их исполнении. Во второй раз А. Пинья участвовал в фестивале в Зальцбурге в великолепной концертной версии редко исполняемой оперы Отто Николаи «Тамплиер». В 2016 г. Армандо Пинья стал победителем в номинации «Национальный округ Метрополитен-опера» в столице США и на следующий год вернулся на родину, в театры Мехико, Масатлана, Леона. Основу репертуара А. Пинья составляют партии Эскамильо в «Кармен», Сильвио в «Паяцах», Жермона в «Травиате», Графа ди Луна в «Трубадуре», Томского и Елецкого в «Пиковой даме», Онегина в «Евгении Онегине». В Россию певец приехал впервые.

Вся программа этих замечательных артистов включала помимо классических произведений, также песни, романсы и дуэты мексиканских авторов XIX-XXI вв. Музыка яркая, пронизанная ритмами испанских и латиноамериканских танцев, доступная широкой публике, воспринималась как праздник для слушателя. Исполнение передавало любовь к родной культуре, искреннее желание артистов поделиться эмоциями, доставляя слушателям много радости и ярких впечатлений.

А впечатлений в этот вечер было много. Никто не остался равнодушным к такому прекрасному исполнению солистов. Вот только некоторые из них:

– Концерт был просто солнечный! – рассказывает о своих впечатлениях московский преподаватель музыки Елена Колташова. – Я была раньше в Мексике, и сегодня как будто снова там побывала. Мягкая игривость артистов напомнила, как хорошо там было: яркие краски, круглолицые низкорослые мексиканцы всегда улыбались, и улыбка эта была обезоруживающей своей детской открытостью. Оливия хороша! Она просто живет на сцене, а поет так легко и естественно, как дышит! Я редко слышу такое исполнение.

– Впечатление великолепного праздника! Замечательные оперные артисты. Выступали во всю мощь своего таланта, с большой отдачей, – не менее восторженно говорит музыковед Елена Беляева. – Оперная певица обладает мощным сопрано богатого тембра, с сочным верхним регистром (не колоратурой). Артистичная, притягательная, держится очень естественно. Молодой баритон также отличается блеском и ровностью верхнего регистра. Артист проявляет галантность по отношению к партнерше на сцене. Очень трогательный, чуть-чуть, может быть, старомодный. Но это и дает своеобразие.

– Мне очень понравилась исполнительница. Когда она берет очень высокие ноты, они не режут слух. Они очень мягко укладываются в сознание. А певец какой харизматичный! Когда он вышел на сцену, его улыбка озарила весь зал – восторгается студентка технического вуза Вероника.

– Я сама из Мексики, работаю в Москве. Никак не ожидала, что вдруг окажусь на таком чудесном концерте в России. Такого удовольствия я не получала давно, у меня даже мурашки бежали по коже в некоторые моменты – поделилась своим впечатлениями Индира, сотрудник оздоровительного центра.

Подытожила общее впечатление от концерта директор фестиваля «Вселенная звука» Маргарита Каратыгина, руководитель Научно-творческого центра «Музыкальные культуры мира» при МГК им. П.И. Чайковского:

– Нужно отметить, что действительно, как и ожидалось, Мексика прислала великолепные голоса! Это признанные музыканты в мире оперы, выступающие в разных странах с великими дирижерами, с выдающимися партнерами. Имена их известны. Но живой звук является ответом на все вопросы. И когда этих исполнителей видишь и слышишь со сцены, понимаешь, что их слава заслуженная. Это и мастерство, и темперамент, и очень живое отношение к аудитории. Было совершенно ясно, что они понимают людей, которые пришли их слушать. И сразу же, буквально с первых звуков, установился очень тесный контакт между музыкантами и аудиторией. Возникла такая волшебная аура, которая бывает далеко не на всех концертах – когда люди хотят еще и еще слушать, и очень сожалеют, что концерт закончился. Именно такая ситуация была сегодня на концерте. Я надеюсь, что наше сотрудничество с Мексикой будет продолжаться, что к нам будут приезжать мастера такого же уровня. И что, и Оливия Горра, и Армандо Пинья приедут к нам еще не раз. Они уже здесь – желанные гости.

Фестиваль, начавшийся в Москве в мае продлится до конца июня. Москвичи и гости столицы имеют возможность услышать лучших исполнителей классической музыки разных народов планеты.

Фаина Зименкова, Аида Соболева
Фото авторов

«Волнующие голоса Мексики» прозвучали во «Вселенной звука»
«Волнующие голоса Мексики» прозвучали во «Вселенной звука»
«Волнующие голоса Мексики» прозвучали во «Вселенной звука»