Вячеслав Аблотия: Моими учителями были великие кинематографисты Патриарх абхазского кинематографа, кинорежиссер, актер, сценарист, член Союза кинематографистов России, директор и художественный руководитель киностудии «Абхазфильм», народный артист Республики Абхазия, Председатель Первого Сухумского Международного кинофестиваля, который прошел в эти апрельские дни в Абхазии, Вячеслав Андреевич Аблотия. За высокие достижения в кинематографии удостоен ордена «Ахьдз-Апша» третьей степени. Совсем недавно Вячеслав Андреевич отметил свой 75-летний юбилей.

Мы беседуем с ним сразу по окончании фестиваля и оба находимся еще под впечатлением от этого яркого и очень значимого для сухумцев и всей Абхазии события.

– Вячеслав Андреевич, хочу поздравить вас, во-первых с вашим юбилеем, во-вторых с завершившимся замечательным кинофестивалем. На мой взгляд, всё прошло чудесно! Хорошая организация, хорошие фильмы, достойное жюри, прекрасная погода, которая также способствовала поднятию настроения – всё было на очень высоком уровне. А каковы ваши впечатления?

– Спасибо за ваши поздравления! Честно говоря, я даже не ожидал, что настолько всё будет хорошо. Это ведь наш первый опыт проведения такого масштабного мероприятия, и мы рады, что не ударили лицом в грязь перед зарубежными гостями. И хотелось бы верить, что Первый Сухумский Международный кинофестиваль даст импульс развитию киноиндустрии в нашей республике и действительно начнется его возрождение, которого мы все так ждем.

Вячеслав Аблотия: Моими учителями были великие кинематографисты– Как пришла к вам эта идея провести такой масштабный кинофестиваль, собрать на фестиваль кинематографистов из 16 стран, включая Абхазию, Россию, Западную Европу, стран Азии, а также СНГ? Ведь это не так просто, да и довольно накладно для республики.

– Это всё благодаря нашему председателю Госкомитета по молодежной политике Тимуру Квеквескири и его дружной команде. Он очень энергичный парень, всё время фонтанирует разными идеями. Он давно вынашивал такую мечту, провести в Сухуме кинофестиваль, но пока не хватало на это сил. До этого масштабного мероприятия мы провели в стране несколько маленьких региональных фестивалей. Лет пять тому назад мы сняли несколько короткометражек и решили устроить как бы небольшой кинофестиваль местного разлива. Всё там было, «по-заправдашному», как на всех кинофестивалях: красная ковровая дорожка, просмотр фильмов, жюри, премии. В общем поиграли в Голливуд. Всем это понравилось. Это, была, как бы, «проба пера». Еще у нас ежегодно проходит небольшой региональный фестиваль «Кунаки», это не наш, а Северокавказский фестиваль документальных и телевизионных фильмов, проходящий на нашей территории. Но на этом наша активная молодежь не остановились. Два года назад группа молодых кинематографистов запустила проект по созданию семи короткометражных фильмов по мотивам новелл классика абхазской прозы Михаила Лакербай – это Инар Нармания, Наур Гармелия, Илона Хварцкия, Джано Цурцумия, Даут Логуа, Тимур Квеквескири. Молодой сценарист Занда Какалия написала сценарии по трем новеллам, по остальным четырем написали сами режиссеры. После продолжительных поисков денег на осуществление своих проектов, благодаря спонсорской помощи компании «А-Мобайл» фильмы были сняты. Показ фильмов перед полным залом зрителей имел большой успех и вдохновил ребят на новые идеи. Выступивший перед началом показов один из режиссеров этого проекта Тимур Квеквескири, в своем выступлении назвал происходящее эпохой Возрождения абхазского кинематографа. Вдохновившись таким успехом, решили осуществить давно задуманную идею провести в Сухуме Международный кинофестиваль, на который решили пригласить молодых кинематографистов из разных стран. Для первого фестиваля решили ограничиться только короткометражным кино. Из присланных трех с половиной тысяч короткометражек отобрали 32 фильма, которые и приняли участие в конкурсе. Вот так всё и начиналось.

– Одним из семи режиссеров в том проекте оказались и вы, который снял короткометражный фильм «Пушинка».

– Да, я с радостью принял предложение ребят поучаствовать в этом проекте и, что называется, «тряхнул стариной» вместе с молодежью (улыбается).

– И очень удачно. Фильм получился очень симпатичный, глубокий, с притчевой интонацией. По всему видно, что вам была близка его тема. Вы – старейший кинематографист, в вашей республике вы единственный профессиональный режиссер игровых фильмов. Как вы еще взаимодействуете с молодежью, находите ли с ними общий язык, помогаете ли им в их работе над фильмами?

– Да, мы говорим на одном языке, языке кино. Мне очень нравится наша молодежь, она активная, целеустремленная, знает, чего хочет и пытается добиваться своей цели. А что касается помощи, конечно, помогаю. Молодежь часто обращается ко мне за советом, касающийся съемок кино, приходит со своими сценариями, помогаю ребятам перевести их на абхазский язык, делаю замечания, подсказываю разные кинематографические ходы, нюансы, и пр. Среди них есть очень талантливые, перспективные ребята, многие из них учатся у вас во ВГИКе. Их необходимо поддерживать, ведь это же будущее нашего абхазского кинематографа.

– Ваша киностудия «Абхазфильм», в которой, как я с удивлением узнала, всего пять штатных работников, включая вас, как ее председателя и художественного руководителя. Вас так мало, и из-за этого, видимо, киностудия работает не в полную силу, редко снимает кино?

– Да, у нас малочисленный штат работников, но работаем не в полную силу, т.е. мало снимаем кино, не по этом причине. Конечно, хорошо, когда есть свои профессиональные режиссеры, сценаристы, актеры и т.п. Но, главная причина тут в другом – в слабом финансировании. Нам не дают денег на кино. Были бы деньги, нашли бы и режиссеров, и сценаристов, и штат бы расширили и укрепили, и, главное, закупили бы современную технику, без которой невозможно что-либо приличное снять. Но, увы, нет денег. Поэтому мы сейчас в основном занимаемся дубляжем иностранных фильмов, мультяшек, и кое-как на это наскребаем финансы. В прошлом году, например, завершили дублирование диснеевского мультфильма «Холодное сердце» на абхазский язык, еще несколько картин.

– А почему вы не обращаетесь в Министерство культуры? Вот сегодня на закрытии кинофестиваля выступал заместитель Министра культуры, он так хорошо говорил. Вроде бы прекрасно понимает всю важность и значение кино для людей, особенно в деле воспитания и формирования молодежи. Неужели ничем не помогает?

– У них в министерстве один ответ: нет денег. Сколько я хожу туда, обиваю пороги, вот недавно ходил снова, просил: «Дайте хотя бы полтора миллиона на съемку фильма». Опять отказали. Я понимаю, что в настоящее время у страны может быть недостаточно средств для развития кинематографа, в приоритете сейчас восстановление экономики страны, но ведь кино – это не менее важная отрасль, которая влияет на воспитание подрастающего поколения, в формировании у них семейных ценностей, высокой нравственности, уважения к старшим, любви к своей Отчизне, к родному языку, и т.д. Ведь через экран и посредством экрана можно очень многое сказать и показать людям, и в этом его огромная роль, и жаль, что наши чиновники от Министерства культуры этого пока не понимают или не хотят понимать. Вспоминается знаменитая цитата нашего далекого общего «гегемона», который говорил, что из всех искусств, важнейшим является кино, и был в этом прав.

– Да, вы абсолютно правы, как и прав был тот, кто сказал эти слова. Давайте немного отойдем от грустного и вернемся к началу вашей кинематографической деятельности и познакомим наших читателей, что вас привело в кино и сформировало в своё время. В детстве и юности вы увлекались разными видами творчества: рисованием, музыкой, самодеятельным театром… Будучи в армии, вы руководили духовым оркестром, играли на трубе. Потом, поступив и окончив после службы Тбилисский театральный институт им. Шота Руставели, десять лет успешно работали актером в театре, сыграв там множество ролей, таких, например, как Жевакина (Женитьба Н. Гоголя), Лабазана («Горянка» Р. Гамзатова), Брусило («Снегурочка» А. Островского), Темо («Не бойся, мама» Н. Думбадзе) и мн. др. И даже сами, как режиссер, поставили спектакль по комедии Б. Томаса «Тетушка Чарлей». А потом, вдруг, вас потянуло в кино… Что послужило толчком к этому?

– Да, всё верно, за исключением этого «вдруг». Я играл в абхазском театре, но параллельно пытался снимать небольшие короткометражные фильмы. Мне всегда это было интересно. И когда представилась возможность, я решил профессионально изучить это дело и поступил на Высшие режиссерские курсы в Москве в мастерскую Георгия Данелия. Окончив их, я ушел из театра и полностью занялся кино. За это время я снял несколько короткометражных фильмов и два полных метра, а также снялся сам, как актер, в нескольких фильмах: «Синие зайцы», «Чегемский детектив», «Белый башлык», «В ночь на новолуние», «Песня гор», «Серебряная улица» и др.

– Вам повезло с таким мастером, как Г. Данелия.

– Да, это так. Моими неизменными кумирами всегда были Герасимов, Тарковский, Данелия. Они все разные режиссеры, но каждый из них – художник высокого художественного уровня. Десятки раз я смотрел, например, «Тихий Дон» Герасимова – и не переставал восхищаться, потому что это, действительно настоящее кино. Так, как он показал жизнь донского казачества, не удалось после него никому. Все остальные попытки сделать что-то подобное становилось лишь бутафорией. Обожаю также Андрея Тарковского, считаю его великим режиссером. Мне повезло с моими учителями, которые оказали огромное влияние на мою дальнейшую жизнь в творчестве, это – Никита Михалков, Андрей Тарковский, Георгий Данелия, которые читали у нас на курсах лекции. Это было незабываемо. Все эти знания, полученные на лекциях, я синтезировал потом в своей дальнейшей режиссерской работе, пытаясь нащупать что-то свое, неповторимое. Моими однокурсниками были Александр Демьяненко, который в моем фильме «Колчерукий» читал закадровый голос дубляжа с абхазского на русский язык, Владимир Хотиненко, Юрий Мамин, Иван Дыховичный и др. У нас был очень интересный и дружный курс.

– Прекрасные воспоминания. Кстати, о фильме «Колчерукий». Председатель Союза кинематографистов Абхазии Кесоу Хагба с восхищением рассказывал о ваших фильмах. Вот, что он говорит об этом: «Есть гениальные фильмы советских времен Вячеслава Аблотия. В фильмах «Колчерукий», снятый по произведению Фазиля Искандера, раскрывающий колорит местного быта, традиций и духовных ценностей, и «Сувенир» по рассказу Даура Зантария, где присутствует тема значимости природы, ее сохранения. Оба фильма пропитаны темой любви к природе, ее обожествления. Я понимаю, что эти фильмы сами по себе очень достойны, они и сегодня могут многое сказать зрителям. Мы собираемся оцифровать их для того, чтобы показывать за пределами Абхазии. К сожалению, Вячеслав Аблотия из-за отсутствия нужной техники и студии не в состоянии пока снимать фильмы. Он занимается дубляжом иностранных фильмов и мультфильмов на абхазский язык. Это, конечно, замечательно. Эта работа тоже важна и нужна, но очень жаль, что у нашего замечательного режиссера, с таким потенциалом, который мог бы снимать хорошее кино, нет сегодня возможности делать это…

– Да, это всё тот же пресловутый вопрос финансов. К сожалению, это так. Очень хочется снимать кино, но где взять на него деньги? Вот сейчас у меня уже сколько лет лежит прекрасный сценарий фильма «Минное поле», но нет средств для него.

– Его тема связана с грузино-абхазской войной, судя по названию?

– Да. Главный герой – художник, после ранения оказывается в одном из госпиталей России. Его не покидают воспоминания о минном поле, где погибли его друзья. Он мечтает вернуться на родину и создать полотно с изображением абхазской Мадонны с младенцем, которая неоднократно появляется в его снах. Так получилось, что вернувшись домой, он видит, что он никому здесь не нужен. Судьба сломила его, и он попадает в преступную группировку. Он уже не видит в своих снах Мадонну. В одной из бандитских операций во время ограбления родового дома он случайным выстрелом убивает молодую женщину, держащую на руках ребенка, и в ужасе замечает, что эта женщина и Мадонна его мечты – одно и то же лицо. Мало того, по висевшему на стене портрету, он понимает, что эта вдова – жена его друга по разведотряду, который не раз спасал его от смерти. Он испытывает шок и осознает, что жить с этим он уже не сможет. Забрав младенца, и пронеся его через весь ночной город, он приносит его к себе домой, незаметно для семьи оставляет его и уходит на минное поле, где погибли его друзья, чтобы искупить свой грех и воссоединиться с ними…

– Да, мог бы получиться очень сильный фильм. Скажите, а как относятся к вашему творчеству домочадцы? Понимают ли они вас, ваши дети тоже пошли по вашим стопам?

– У меня две дочери Анна и от второго брака – Мака. Они обе замужем, занимаются воспитанием своих детей. Сыну Александру 15 лет, но вот он уже интересуется кино и успешно пробует себя в нем. Он также хорошо рисует, занимается музыкой. Недавно рассказал мне, что в Москве в художественном лицее будет проходить фестиваль по живописи и робототехнике, на тему: «Море», и решил принять в нем участие. Снял какой-то сюжет на фотоаппарат на море, потом со своим школьным учителем смонтировал это дело и поехал в Москву. И что вы думаете, получил Супер-Диплом. Мы все дома, конечно, порадовались за него. Моя жена Марина Аристава – актриса, работает в театре. Так что, темы для разговоров в семье соответствующие.

– Из нашей беседы я вынесла мысль, что обстоятельства в вашей жизни всё же складываются не так, как хотелось бы, чтобы реализоваться в кинематографе полностью. Есть огромное желание, знания, силы, интересные задумки, но из-за отсутствия финансирования осуществить свои творческие возможности не получается, не так ли?

– Да, это так. Хотелось бы еще многое сделать в кино, но… Тем более, обладая таким достоянием, как наша благодатная для съемок страна. Ведь Абхазия, страна фантастических локаций – это круглогодичный зеленый ландшафт, море, прекрасная растительность и десять солнечных месяцев в году. При съемках фильмов в Абхазии не нужны декорации. Абхазия сама готовая декорация. У нас очень удобная натура, не надо зиму ждать или лета. Если в ноябре снимать, то на море у нас еще не так холодно, а в горах уже снег. Это очень удобно, никакого съемочного простоя. Здесь можно и Африку снять, и Каракумы, и что хочешь. Это огромный кинематографический потенциал, который мы, к сожалению, не используем. Нужно понять, что национальное кино – это один из атрибутов национальной безопасности. Жаль, что этого не понимают там, наверху…

В советское время в Абхазию приезжали многие режиссеры, здесь активно снимали фильмы, наиболее известные из них «Спортлото-82», «Бархатный сезон», «Под куполом цирка», «Зимний вечер в Гаграх», позднее, «Абхазская сказка» В настоящее время интерес к Абхазии по-прежнему не пропал, ваши режиссеры приезжают снимать, но все это проходит мимо нас, к сожалению.

Но будем надеяться, может что-то в недалеком будущем изменится в лучшую сторону. У меня большая надежда на нашу творческую молодежь. На сегодняшний день у нас есть талантливые режиссеры, которым необходимо помогать, правильно направлять их, и наша отечественная кинематография пополнится достойными кадрами. Я очень надеюсь на Тимура Квеквескири. Он талантливый режиссер, обладающий ко всему прочему, хорошими организаторскими способностями. Возможно, он сможет как-то пробить эту финансовую брешь и наша киностудия сможет получить какие-то дотации на покупку необходимой техники для производства фильмов. Тимур состоит в нашей киностудии в штате как режиссер, и я думаю, что в будущем это будет достойный мой преемник.

Беседовала Фаина Зименкова
Москва-Сухум