Последний «концерт» поэтов Серебряного векаВ театре «МОСТ» состоялась премьера спектакля режиссера Георгия Долмазяна «Русский авангард. Эпоха в лицах», который положил начало уникальному культурно-образовательному проекту «Мост между Цветаевой и Маяковским, созданный совместно с Домом-музеем Марины Цветаевой и музеем Владимира Маяковского.

Проект представляет собой творческую эстафету от авангарда к современности и посвящен, недавно отмеченным в стране, столетию октябрьской революции, 125-летию Марины Цветаевой и предстоящему 125-летию Владимира Маяковского.

В очередной раз театр порадовал москвичей новым замечательным спектаклем, и, как всегда, удивил свежей, неординарной игрой актеров, оригинальной режиссерской постановкой, нешаблонными, возможно, небесспорными иногда, подходами к трактовке такого сложного и неоднозначного периода эпохи Серебряного века.

Забегая вперед, скажу, что программа тройственного союза, как сообщили на встрече со зрителями после спектакля музейные специалисты, будет проходить весь сезон, которая помимо показов этого спектакля, включает в себя творческие встречи искусствоведов со зрителями «Public Talk», променады от памятника Марины Цветаевой в Борисоглебском переулке к памятнику Владимиру Маяковскому на Триумфальной площади, большие совместные выставки музеев, театрализованные поэтические чтения.

В этот вечер зрители с особым ощущением погрузились в эпоху Серебряного века, и стали свидетелями завораживающего действа среди «оживших» голосов замечательных поэтов того времени: Владимира Маяковского, Марины Цветаевой, Александра Блока, Анны Ахматовой, Зинаиды Гиппиус, Велимира Хлебникова, Александра Вертинского, Осипа Мандельштама…

Действие разворачивается в едином экспрессивном вихре событий на стыке двух эпох – XIX и начала XX века: открытие в подвале арт-кабаре «Бродячая Собака», расцвет искусств, первая мировая война, ожидание революции и крах надежд. Устами своих героев актеры доносят до зрителей живые голоса, мысли и впечатления поэтов и поэзии той поры не только извне, из нашего времени, но и изнутри, не искаженные пересказами, построенные лишь на документальной основе, создавая символический образ той эпохи. И мы, зрители почти физически ощущаем, как в воздухе витают чувства неотвратимости революционного взрыва, ощущение надвигающихся роковых событий, которые органично и искренно, с огромной остротой и искренностью передают молодые актеры. Прекрасное музыкальное сопровождение, фантастическое, сродни мистическому, чтение актерами стихотворных строк поэтов, выстрелы, удары бонга, заставляющие вздрагивать от неожиданности, аскетичные декорации сцены: всё это производило неизгладимое впечатление, ощущение сопричастности к тому прекрасному, волнующему и трагическому времени.

Вся постановка, по словам режиссера Георгия Долмазяна, была соткана из поэзии Серебряного века и эпохи авангарда, выдержек из мемуаров исторических деятелей и дневников рядовых граждан. Мы ни одного слова не вставили от себя в уста наших героев, – рассказывает режиссер. – Всё документально, и это безусловная позиция нашего спектакля.

Я беседую после спектакля с режиссером, наполненная каким-то новым взглядом, новыми эмоциями, возможно, новым пониманием того захватывающего времени. На вопрос, как родилась идея создания этого замечательного спектакля, режиссер ответил: «Эпоха Серебряного века меня захватила очень давно, рассказывает он, – это потрясающе интересное время, захватывающее и трагическое. Эта эпоха вместила в себя столько судьбоносных исторических событий, и меня она долгое время не отпускала. Я носил всё это в себе, мучился, идея поставить спектакль не давала мне покоя. И вот наступило время, когда она окончательно созрела у меня и в голове, и в сердце. И так родился этот спектакль об эпохе Серебряного века, которую я хотел показать через поэзию и судьбы поэтов. В основе концепции «Моста между Цветаевой и Маяковским» стоит актуальный взгляд на художника и время, диалог поэтов о времени и о себе. Возможность представить спектакль современной общественности, и ответить на вопрос, кто такой Поэт сквозь призму их сегодняшней жизни, и развеять культурологические и политические мифы 30-х годов. Выйти за рамки общепринятых штампов и культа бронзовых фигур. Мы хотели показать совершенно другие, реальные лица эпохи. «Мост между Цветаевой и Маяковским» – это творческая эстафета от авангарда к современности».

Как вы подбирали актеров на роли поэтов, внешне они у вас совсем не похожи на своих героев? – «Я принципиально ушел от «шоу двойников», от внешней схожести актеров с их персонажами. Для меня главным было душевное совпадение актера с данным персонажем, его эмоциональная составляющая, психологическая близость поэту, что актер чувствует, как воспринимает поэзию, есть ли духовное родство с тем или иным героем, – вот главный критерий в моём выборе актера на роль, а не отнюдь внешнее сходство».

После показа спектакля состоялся очень интересный и продуктивный разговор «Public Talk» зрителей со специалистами обоих музеев и участниками спектакля. Перед зрителями выступили известный театральный критик Наталья Шаинян, руководитель по связям с общественностью музея Маяковского Наталья Стрижкова и научные сотрудники музея Маяковского Галина Антипова и Дома-музея Цветаевой Мария Степанова. В кругу тем культурологического диспута прозвучали отношение общества и героев спектакля к первой мировой войне и революции, поглощенность художников того времени искусством и их идеи об искусстве, восприятие ими драматической ситуации современной действительности, как по-разному ее чувствовали поэты и реагировали на нее. Многим хотелось забыться от страшного мира в наслаждениях жизнью, любовью, искусством, в «веселом хороводе вокруг кратера вулкана», в упоительном сне и хмеле культуры, о которых говорил Блок. Отмечалось, что характерным явлением того времени становится театрализация жизни, стремление превратить ее в празднество, в карнавал, вроде того, который позднее будет изображен Ахматовой в «Поэме без героя». Наиболее чуткие поэты за такого рода «карнавализацией» ощущали скрытое приближение социальной катастрофы – национальной и всемирной. Специалистами музеев были освещены и проанализированы многие аспекты того трагического времени, и как это было воплощено в канве спектакля. Много интересных высказываний было и со стороны зрителей, которые с неизменным интересом принимали участие в дискуссии. Активными участниками дискуссии были также директор Дома-музея Цветаевой Елена Жук, директор музея Маяковского Алексей Лобов, главный режиссер и художественный руководитель театра «МОСТ» Евгений Славутин, режиссер-постановщик этого спектакля Георгий Долмазян, а также актеры, исполняющие роли поэтов и др. Словом, интереснейшая, почти двухчасовая встреча музейщиков со зрителями явилась тем прекрасным заключительным аккордом, венчающим спектакль и произвела не меньшее впечатление, чем сам спектакль, наполнив зрителей новыми знаниями, эмоциями и размышлениями.
Итак, новый документальный «мультижанровый роман» Георгия Долмазяна, поставленный на сцене театра «МОСТ» стал еще одним кирпичиком в освещении такой интересной, непростой, драматической эпохи Серебряного века нашей страны, показав русский авангард и ее эпоху в лицах, где его герои, поэты, играют свой последний «концерт», в ощущении приближающихся трагических событий, эпиграфом которого стали строчки Мандельштама: «На звучный пир в элизиум туманный, торжественно уносится вагон. Павлиний крик и рокот фортепьянный. Я опоздал. Мне страшно. Это сон. …и мнится мне: весь в музыке и пене, железный мир так нищенски дрожит. B стеклянные я упираюсь сени. Куда же ты? На тризне милой тени в последний раз нам музыка звучит».

Фаина Зименкова
Фото Геннадия Лобова

Последний «концерт» поэтов Серебряного века
Последний «концерт» поэтов Серебряного века
Последний «концерт» поэтов Серебряного века