Памятник, от слова – памятьНа дворе в самом разгаре весна. Самое красивое время года! Москва вся в цвету: благоухают кусты черёмухи, яблонь и вишни. Словно облитые молоком, красуются они в своих ярких праздничных нарядах; разноцветье сирени тоже не уступает им, и – каштаны – сквозь плотную густую листву, гордо выставившие свои огромные белые свечи-соцветия.

Отгремел Первомай, а вслед за ним – самый замечательный и дорогой сердцу нашего народа праздник – День Победы. В эти дни мы с особой остротой и благодарностью вспоминаем добрым словом всех, кто не щадя своей жизни не только с оружием в руках, но и в тылу ковал эту Победу. Именно май, с её возрождающейся пышной благоухающей природой, как бы по контрасту даёт нам такое острое ощущение, и особенно в отношение тех, кого уже нет с нами, кто не дожил до этого дня, оставив своё доброе имя на обелисках, постаментах и памятниках.

«Никто не забыт и ничто не забыто!» – гласит неизменно наш священный лозунг. Но больно становится, когда порой мы забываем тех, кто жил скромнее, кто не бросался с гранатой в руке с криком: За Родину! За Сталина!, кто по 12 часов бессменно стоял за станком и выпускал для победы очень нужную продукцию: «Всё для победы!», кто, наконец, просто жил в это трудное военное время, растил детей и, рискуя своей жизнью, – совершал Поступок. И вдвойне, когда этот человек – женщина, многодетная мать…

Я пересматриваю старые, слегка пожелтевшие фотографии минувшего века. На них – скромная, неприметная женщина, мать пятерых детей. Она одна растит детей, муж – на фронте. Эти фотографии мне предоставил известный в нашей стране фотохудожник Леонид Николаевич Лазарев, человек – легенда. Его многочисленные фотографии – это живая летопись нашей страны. Кто только не попадал под прицел его фотоаппарата за восемьдесят с лишним лет его жизни! В его архиве сотни, тысячи снимков, как простых, так и самых известных людей нашей страны: от рабочих, инженеров, людей искусства: актеров, художников, писателей и поэтов, музыкантов, – до политических деятелей и космонавтов, а также первых руководителей страны…

Сохранилось у него много снимков и связанных с Лобней и их жителями, где проживает Леонид Николаевич уже многие годы недалеко от этого подмосковного города, вблизи озера Круглое, где почти полвека назад, его родители – цирковые артисты, известные своим уникальным номером «Мотогонки по вертикали», приобрели здесь подмосковную дачу.

Леонид Николаевич – неравнодушный человек. И чем становится старше, по его словам, тем больше пересматривает многие вещи своей и общественной жизни, и тем ближе к сердцу воспринимает события минувших лет. Тема Великой Отечественной войны для него – тема особая, почти сакральная. В его архиве много уникальных снимков, связанных с историей войны, сделанных им и в Лобне. Он обращает мой взгляд на снимок женщины – некрасивой, немолодой, с усталыми глазами, который он сделал в 1967 году.
– «Сегодня, спустя десятилетия – рассказывает Леонид Николаевич, – мне кажется эта съемка была одной из самых важных в моей жизни: я считаю эту женщину просто святой…».

Он рассказал мне удивительную историю, как однажды он ехал на автобусе из Лобни к себе домой к Круглому озеру и услышал разговор пассажиров, что в их городе скоро появится памятник «Зенитное орудие», посвященный битве во время Великой Отечественной войны вблизи Лобни. Рассказывали там и о своей землячке Евдокии, которая имеет к этому памятнику непосредственное отношение. История, которую он услышал в автобусе, очень заинтересовала его…

Шел 1967 год. В то время Леонид Николаевич работал фотокорреспондентом во Всесоюзном журнале «Кругозор». Он сообщил руководству журнала о предстоящем событии, которое заинтересовало редакцию.

«И вместе с журналистом Галиной Шерговой и звуковиком Сергеем Есиным, впоследствии ставшим ректором Литературного института, по заданию редакции нас направили к месту установки памятника – продолжил свой рассказ Леонид Николаевич. – Мы приехали к месту будущего мероприятия накануне, где только еще шли подготовительные работы. Вместе с рабочими какая-то женщина разравнивала лопатой землю под постамент. Познакомились. Оказалось, это та самая Евдокия Иващенкова. После подробного интервьюирования моей коллегой Евдокии и артиллериста Гайка Шадунца, и записи их рассказов для будущей пластинки в журнал, подошла моя очередь. Я отозвал в сторонку Евдокию и сделал около пятидесяти снимков. Она была одета более чем скромно, я бы даже сказал, бедно – пальто 40-х годов, серый платок, завязанный вокруг шеи, на ногах галоши. Ее лицо было деформировано, одна его сторона была опущена – последствия 1941года. Во время съемок мы беседовали с ней. Евдокия рассказала, что муж ее был на фронте, а она осталась с малолетними детьми одна. Шли ожесточенные бои, враг буквально наступал на пятки городу. У наших бойцов не хватало орудия, людей. В течение двух дней расчет одного орудия сержанта Гайка Шадунца противостоял десяткам немецких танков. Это было немыслимо! Не хватало рук, нужна была реальная помощь гражданского населения. Позвали на помощь и Евдокию. Не задумываясь ни на минуту, она бросилась помогать солдатам, оставив маленьких детей дома. Она старалась помочь изо всех сил, чем могла: приносила солдатам горячую воду, еду, помогала подносить снаряды. Она, женщина, под свистящими пулями над головой, подносила бойцам снаряды, каждый из которых весил по девять килограммов! Мыслимо ли это? Помощь этой женщины в тот момент была просто неоценимой. Бойцы в той битве выстояли и не пропустили фашистов через рубеж – лобненский переезд. В этом была и заслуга простой русской женщины – Евдокии Иващенковой. Это был величайший гражданский подвиг, – Поступок, на какой только мог быть способен человек.

Она не получила за этот подвиг никаких наград от страны. Но ее спас Бог. Он наградил её жизнью, сберег ее детей, муж вернулся с войны здоровым и невредимым. Она вырастила пятерых детей и прожила долгую, пусть и скромную, жизнь. И это ли ни счастье! И всё же. Возвращаясь к тем далеким страшным военным годам, трудно себе представить маленькую, хрупкую женщину, многодетную мать, которая, заметьте, не по приказу сверху, а по велению души и сердца, под свистящими над головой пулями подносит бойцам еду, снаряды к той пушке, что сейчас высится в Лобне на пьедестале, и стала памятником…Ей, как и сержанту Гайку Шадунцу, командовавшим тем орудием в те страшные двое суток беспрерывного боя, повезло больше, чем тем, чьи имена навечно занесены на придорожном обелиске в числе погибших…».

Возвращаясь к архивам журнала «Кругозор», с которого мы начали свой рассказ о Евдокии Иващенковой, сегодня, можно прочесть ту самую статью 1967 года, увидеть фотографии Леонида Николаевича, послушать аудиозапись интервью с этой удивительной женщиной Евдокией Иващенковой и сержантом Гайком Шадунцом о том, что они пережили в ноябре-декабре 1941 года. А еще те, кто смотрел фильм «У твоего порога», помнят, как такая же многодетная крестьянка, оказавшаяся у смертельного рубежа войны помогала солдатам воевать. Евдокия была прообразом героини этого фильма.

А что же мы? Что сделали мы, живущие в мирное время, которое благодаря, в том числе, и таким, как Евдокия, приближали победу, благодаря которым мы живем под мирным чистым небосводом? И как хотелось бы в связи с этим восстановить историческую справедливость! Например, установить памятник, пусть не броский, скромный, какой была наша героиня, но сделать что-то и для нее. И это будет справедливо. И за это сейчас борется старейший, уважаемый фотокор Леонид Николаевич Лазарев. Пока безуспешно, но он не теряет надежды, что справедливость, наконец, восторжествует…

Может быть, это нужно не мертвым, это больше нужно живым, именно нам это нужно, чтобы наша благодарная гражданская совесть была чиста перед такими, как Евдокия, чтобы наше подрастающее поколение осознавало, как всё было не просто в те тяжелейшие военные лихолетья, какие неимоверные жертвы были отданы во имя победы, чтобы помнили их подвиг, и могли прийти и поклониться им в любое время, и чтобы не прерывалась связь поколений. Надаром памятник происходит от слова – память. И об этом нужно помнить всегда.

Фаина Зименкова
Фото Леонида Лазарева

Памятник, от слова – память
Памятник, от слова – память
Памятник, от слова – память