Побывал в ГИТИСе (режиссерский и актерский факультеты) на Малом Кисловском.
«Чайку» в постановке молодого режиссера Ильи Зайцева поначалу не узнал (хотя, конечно, знал, куда и на что иду, но… с ходу не признал). Однако смотреть было не скучно. Главное, что – потом-то я никуда не делся, чеховское творение по многочисленным эпизодам из оригинала всё равно пришлось узнать.
В спектакле Ильи Зайцева было много экспериментов – как-никак бутусовцы (ученики большого мастера Юрия Бутусова)! Впрочем, кто нынче только ни экспериментирует, бутусовцы тут отнюдь не впереди планеты всей, хотя и не позади. В любом случае эксперимент – это движение вперёд, а не стояние на месте. Даже если имитация движения, это всё равно движение. Даже если не вперёд, но не назад же! Парадокс? Отнюдь.
Совсем свежая (для юного режиссера и данной актерской команды) постановка, хотя я попал не на саму премьеру. Своеобразный, но прямой без намёков и экивоков диалог молодой талантливой поросли с их учителем и мастером, соединенный с разными/отдельными эпизодами оригинального текста пьесы Антона Чехова. Или наоборот: эпизоды, соединенные «с» или «через»… (или «благодаря»). Но точно не «вопреки».
Илья Зайцев выступил также в роли… ну, почти стендапера (не путать со старпёром!), из-за «творческих неудач» несколько раз у микрофона «стреляющегося» себе в висок пальцем, имитирующим пистолет, но в финале «выстрелившего» этим пальцем уже в зрительный зал (ура! наконец удача! разумеется, удача с его точки зрения… если бы и в конце спектакля он признал свой «творческий продукт» поражением, то – вопрос риторический – как объяснил бы публике, простите за тавтологию, вынос своего спектакля на публику? мол, никуда не денетесь и такое скушаете?).
Выстрел в зал – самоуверенность или уверенность молодого дарования в том, что спектакль действительно состоялся?
Да, выстрелил в зал, но попал ли в кого-то если не катарсисом, то сопричастностью? Основная тема спектакля, как мне показалось, это рефлексия о творчестве: своём и чужом. Даже так: о своём через чужое. Рефлексия через две крайние точки, к которым стремятся качели, если они находятся в динамическом состоянии: боль и смех. Но тут – увы! – цель достигалась не всегда (потому что не оправдывалась средствами?).
Боль я если не почувствовать, то понять, в каком месте она у режиссёра и актеров лежит, ещё как-то мог (и смог). Но, например, смешно мне совсем не было. Между тем в переполненном зале в нужных местах похохатывали. Значит, часть публики молодой режиссёр раскочегарил и «стрелял» в зал не зря (палец имитировал одиночные выстрелы пистолета, но не очередь автомата Калашникова).
Актёры играли по-студенчески неплохо (во всяком случае в диалогах и монологах). Лучше всех, на мой взгляд, был Даниил Ядченко, сыгравший Треплева. Хотя Илья Зайцев наверняка ассоциировал Треплева с собой, втайне (через цепочку других ассоциаций) ассоциируя себя не с персонажем, сконструированным фантазией Чехова, а с реальным Юрием Бутусовым – поток сознания юного режиссера прозрачен независимо от того, закамуфлирован он или нет.
Пластика Марии Денисовой (играет Аркадину) и Семена Шестакова без штанов с голыми ногами и босого, но в пиджаке (играет Сорина) забавна. На то и театр. Местами театр самый настоящий, начинающийся с вешалки.
…Спектакль – словно эхо, пусть и не первой волны, голоса Юрия Бутусова во всей своей красе или блеклости (но точно не в безобразии). Если волны не первой, то второй. Но скорее первой. Бутусов в бутусовцах чувствуется – а то он и большой театральный мастер.
Аншлаг. На бутусовцев всегда аншлаги.
В ролях:
Ирина Николаевна Аркадина – Мария Денисова
Константин Гаврилович Треплев – Даниил Ядченко (мне не сложно повторить и второй раз)
Петр Николаевич Сорин – Семен Шестаков
Нина Михайловна Заречная – Евгения Леонова
Борис Алексеевич Тригорин – Никита Ремизов
Яков – Федор Бычков/
Художественный руководитель курса: Юрий Николаевич Бутусов
P.s. Снимать спектакль на видео в зале было можно, но вредной даме, которая сидела позади меня, экран мобильника почему-то мешал (хотя никаких вспышек и яркого света он не давал). Видеосъемку пришлось прервать в самом начале – и чего только ни сделаешь ради удовлетворения потребностей вредных дам, чтобы они не канючили, а вместе со мной тоже получили удовольствие.
Владимир Буев
Фото автора