В рамках детского кинофестиваля «Хрустальный ИсточникЪ» были проведены целая серия интересных и очень полезных мастер-классов, для ребят разного возраста, изучающих кино- и театральное производство в студиях. Конечно, в рамках кинофестиваля провести целый курс, скажем, по гриму, или актерскому мастерству и др., невозможно за данное время, да и не ставилась такая задача. Но познакомить учащихся с азами этих и других кинематографических и театральных дисциплин, проведенных специалистами на мастер-классах, оказалось для ребят очень полезным и интересным делом, которое буквально захватило их.

Мы побывали на нескольких мастер-классах и сами убедились в этом. Интересно и очень познавательно, на наш взгляд, прошел один из мастер-классов по гриму в историко-краеведческом музее им. В.П.Шпаковского, который провела художник-гример, педагог с более чем двадцатилетним педагогическим стажем Маргарита Сергеевна Сударикова.

Перед началом занятия перед собравшимися выступил президент фестиваля Эвклид Кюрдзидис, поздравил ребят с таким интересным мастер-классом, рассказал о том, что ждёт их на этом необычном для многих присутствующих занятии, и очень полезном в то же время.

Он рассказал ребятам, что два года назад пообещал своим детям, открыв театральную школу в Ессентуках, что здесь будут педагоги из Щепкинского, Щукинского театральных училищ, из Школы-Студии МХАТ. «И за два года мне удалось встретиться с многими из них, – рассказывает он. – но на фестивале мне впервые удалось встретится с педагогом по гриму Щукинского театрального училища, Маргаритой Сергеевной Судариковой. В рамках фестиваля у нас появилась такая возможность, пригласить сюда многих замечательных специалистов по кинематографии, которые, как вы знаете, сейчас проводят с ребятами различные мастер-классы. И сегодня я с удовольствием представляю вам величайшего мастера по гриму Маргариту Сергеевну Сударикову, которая познакомит вас с искусством грима и расскажет вам много нового, необычного и интересного. Художник по гриму – это одна из главнейших профессий в кино и в театре. Совместно с актером и режиссером они создают образ героя и именно на начальном этапе ищут основу образа. Благодаря художникам-гримёрам многие артисты находят интересный образ впоследствии, и им становится легче, уверенней работать над ним. И, конечно же, это помогает зрителю более точно воспринимать сюжет фильма и смысл, который несет в себе персонаж.

Я снялся в более восьмидесяти картинах, и были такие моменты, когда именно художники-гримёры помогли мне сделать роль. Иногда ты не знаешь, как найти образ и художник-гримёр, прочитав сценарий и видя меня, предлагает невероятные вещи. Порой, одно необычное решение художника – и ты уже видишь роль. Вот какая это важная и интересная профессия художника по гриму».

– А теперь я передаю бразды правления Маргарите Сергеевне – сказал, прощаясь с детьми, Э. Кюрдзидис.

* * *

Знакомясь с ребятами, М. С. Сударикова рассказала им, что с детства мечтала быть учителем рисования. Она получила художественное образование, и ее мечта осуществилась даже в более интересном качестве, потому рисовать на лице, по ее мнению, еще более увлекательно, чем на бумаге. Окончив потом ещё и педагогический институт, она стала и преподавать. Сейчас за ее плечами более двадцати лет преподавательской работы. И много из них она отдает работе в кино, театре и на телевидении в качестве художника-гримёра. Она много читает старых книг по гриму, постоянно совершенствует своё мастерство, потому что, считает она, процесс изучения грима бесконечен.

Считается, что грим возник вместе с греческим театром. На примере слайдов из фильмов-сказок волшебника Александра Роу, она познакомила ребят с историей развития гримерного искусства, познакомила с пластическим гримом, объяснила, что такое постижёрное мастерство, как делают постижёрные изделия – парики, усы, бороды, как с помощью всего этого, человека можно изменить до неузнаваемости.

Когда гримёра приглашают на проект всё имеет значение, – говорит Маргарита Сергеевна, – какой это проект, на какую пленку снимают, что происходит с персонажами, каждый нюанс имеет большое значение. Бывает быстрая трансформация образа, а бывает, что нужно человека молодого сильно «состарить». Для этого в гриме используют маски. Грим – это, как ювелирное дело, здесь всё важно и даже малейшие нюансы имеют большое значение. Это невероятно сложное мастерство, но за годы труда этому может каждый научиться.  Когда постоянно работаешь, «набиваешь» руку, вырабатывается навык, приходит опыт, и работается быстрее.

Мастер-класс для ребят проходил очень живо, интересно и познавательно. Дети с большим вниманием и интересом слушали своего наставника. А педагог продолжала увлекательно рассказывать об искусстве грима. Ведь, когда человек увлечён своим делом, то легко и других увлечь им, потому что любовь к своему делу, заразительна, и непременно «заражает» других. Так было и на этот раз.

Основная цель грима в кино, – продолжает Маргарита Сергеевна, – это создание нужного образа или персонажа, позволяющего актёру максимально ощутить и передать эмоции и характер героя, который помогает создать правильное визуальное впечатление и помогает зрителю лучше погрузиться в сюжет фильма.

На мастер-классе педагог показала на макетах, каким образом профессиональные гримеры работают, познакомила с очень интересной и полезной технологией нанесения грима в создании нужного образа или персонажа для той, или иной роли, провела интересную и очень полезную работу по знакомству учащихся с гримом – в целом, очень важную составляющую в производстве съемок кинофильмов. И после того, как ребята познакомились с теоретической составляющей, дети перешли к практической работе.

Например, по теме: «Базовый макияж», педагог провела с ребятами интересные практические работы по макияжу. Учащиеся разделились на пары или небольшие группы. Каждой паре или группе был дан одинаковый набор косметических средств и задание, нанести базовый макияж на одного из членов группы. При этом педагог предварительно объяснила основные принципы и техники нанесения макияжа, например, как подобрать тональную основу, как сделать акценты на глазах или губах, какие есть способы выделения глаз, губ и других частей лица, чтобы подчеркнуть особенности героя, или создать различные возрастные эффекты, например, повреждения или синяки на коже с помощью специальных материалов.

Затем педагог усложнила работу. Она предложила разобрать работу со специальными эффектами и создать их с использованием, например, геля крови, латекса и других специальных материалов. Ребята с помощью педагога пробовали воссоздать, например, синяк на руке или сделать видимую рану на щеке с помощью геля крови и макияжа. Ребята работали на постоянное усложнение по различным темам.

На следующем этапе по теме: «протезирование», педагог попросила учащихся придумать собственного персонажа, нарисовать его, и создать нарисованный простой протез для его визуализации, и объяснить, как протезы могут изменить внешность героя и помочь актеру воплотить свою идею. Задания были, порой, непростые, но очень интересные, заставляющие ребят думать, размышлять, фантазировать, придумывать различные образы, и, как их можно изменить для роли того или иного персонажа. По заданию педагога ребята много рисовали различных персонажей и пытались изменить их выражение лица, например, гримировали под злых или добрых волшебников, создавали «настроение лица», делали грустный или веселый образ, разбирали, что такое скульптурно-объемный приём, как их можно изменить, например, в другой роли.

В конце занятия, учащиеся поделились своими впечатлениями и обсудили в группе полученные новые знания в области грима, и практические результаты. Все остались очень довольны результатами. Ребятам очень понравилось искусство перевоплощения актера с помощью грима. Они глубже стали понимать роль грима в кино. Практические задания помогли всем участникам мастер-класса лучше понять и оценить, работу гримера в кино, а также получить возможность самостоятельно попробовать и оценить различные техники и методы.

Завершая эту статью, хочется выразить огромную благодарность большой поддержке Президентского Фонда культурных инициатив, а также Ставропольского края и его Правительства, Министерства культуры, Министерства образования, Министерства туризма и оздоровительных курортов. Не будь их поддержки, не было бы никаких мастер-классов, работы наставников с детьми, да и просто – самого Фестиваля.

Фаина Зименкова

Фото пресс-службы

1 детского фестиваля кино «Хрустальный ИсточникЪ»