Она родилась в Москве, куда в пятидесятые годы с Украины перебрались её родители. Они были простыми рабочими, далекими от мира кино и театра: мама была швея, папа – грузчик. В семье росли три дочки. Благодаря старшей сестре Людмиле, Олеся рано пристрастилась к чтению и увлеклась танцами, которыми она занималась два года. Потом судьба привела её в театральную студию на Арбате, где навсегда, по её словам, она полюбила театр. После школы – ГИТИС, куда она поступила со второго раза. Большим везением в своей судьбе, она считает, что попала на курс Марка Захарова. По окончании вуза Захаров пригласил её в Ленком, в котором она работает и по сей день.
Известность ей принесли работы в кино и сериалах «Ландыш серебристый», «Моя прекрасная няня» и «Сваты». Сегодня в фильмографии заслуженной актрисы Олеси Железняк уже около 50 работ в кино и более 20 в театре. Её хорошо знают и любят кино- и театральные поклонники. Она много работает и в антрепризах.
Олеся замужем. У них хорошая, дружная семья. Муж – Спартак Сумченко, тоже актёр. В семье четверо детей, три сына и одна дочь. Муж много помогает ей в воспитании детей.
Сегодня в копилке актрисы множество наград. Она награждена премией Международного фонда имени Евгения Леонова и премией «Дебют» за работу в спектакле «Жестокие игры». Артистка дважды была награждена премией «Московского комсомольца». А ещё она – лауреат престижной театральной награды «Чайка-2002».
На проходящем 1-м фестивале детского кино «Хрустальный ИсточникЪ» в Ессентуках Олеся Железняк была Почетным гостем фестиваля, куда она приехала со спектаклем Романа Самгина «Бестолочь» по одноименному произведению французского драматурга Марка Камолетти, вместе со своими коллегами по спектаклю Юлией Меньшовой, Михаилом Полицеймако и Андреем Ильиным.
Перед началом спектакля по нашей просьбе Олеся Железняк любезно ответила журналистам на несколько вопросов, т.к. другого времени у неё, к сожалению, просто не было.
Олеся, вы не устаете работать в таком ритме? Вечная гонка, вечно не хватает времени. Вот даже сейчас нам дали менее получаса поговорить с вами, но пока мы беседуем, вас уже зовут из-за кулис, мол, пора, скоро надо на сцену. Не приходят такие мысли типа, «как всё надоело»!
Что вы, никогда! Ну, бывает цейтнот, как же без этого? В чём прекрасна для меня моя профессия? Она мне никогда не надоедает. Потому что ты каждый день, приходя в театр, играешь спектакль, пусть даже в двадцатый или тридцатый раз, но ведь каждый раз приходит новый зритель. Для него этот спектакль будет впервые. И ты пытаешься донести до него идею спектакля, рассказываешь ему историю человеческой жизни, показываешь ему характер своей героини, заставляешь сопереживать ему, грустить или радоваться вместе с ним, плакать или наоборот, смеяться. И всё это происходит здесь и сейчас. Как это может надоесть? У меня каждый раз всё происходит, как впервые. А заминки какие-то происходят иногда, бывает, просто надо к этом спокойно относиться.
Ваше творчество давно уже покорило зрителей, которые вас искренне любят. Ваша способность передать глубокие чувства и эмоции заставляют впадать в трепет и задумываться над многими жизненными коллизиями. Вы так естественны и непосредственны, как ребёнок. Качество, которое редко удается сохранить во взрослом возрасте. Как вам удаётся сохранить свою детскость?
Спасибо за такую характеристику, конечно. Но не знаю, такой, видимо, у меня характер. А потом, наверное, моё общение с моими четверыми детьми способствует этому, приходится иногда «впадать в детство» (смеётся). Ещё мне кажется, что актёр – это такая профессия, которая позволяет долго оставаться ребёнком, немного наивным, доверчивым. Я ведь много играю комические роли, они тоже, наверное, оставляют свой отпечаток на характере человека.
Где вы чувствуете себя более комфортно, на сцене или на съёмочной площадке? Наверное, у вас есть свои предпочтения?
Кино – конечно, хорошее дело, оно приносит популярность актёру, известность, потому что охватывает бОльшую аудиторию. Но мне недостаточно играть только в кино. Если честно, я больше люблю играть в спектаклях. Я люблю своего зрителя. Без зрителя очень тяжело, мне его не хватает. Мне не хватает его глаз, его дыхания, его реакции на те или иные сцены. Играя в спектакле, ты получаешь сразу обратную связь со зрителем. Он чувствует тебя здесь и сейчас, и ты видишь его реакцию, искренен ли ты с ним, не переигрываешь ли, правильную ли ты взял ноту в игре, не сфальшивил ли, и ты моментально отвечаешь ему тем же, отдаёшь ему тот огонёк. который он зажёг в тебе. Пока есть, что отдавать зрителю, – ум, талант, эмоции, свою душу, может быть, это громко сказано, – ты отдаёшь ему, и в этом наше актёрское счастье, в этом жизнь.
Вы прошли определённый путь в своей профессии, были ли какие-то разочарования в жизни, отчаяние, может что-то не получалось поначалу, и вслед за этим мысли бросить всё?
Нет, никогда не приходили такие мысли. Я очень люблю свою профессию. Усталость, конечно, иногда приходит, но это не разочарование, это просто усталость, как люди устают, например, на производстве, за станком, или за кассой в магазине. Ну, отдохнула какое-то время, и снова в бой, уже скучаю по сцене. А разочарования? Нет не были. Но был страх, справлюсь ли я, смогу ли, были сомнения в себе, в своих способностях. Помню, когда по окончании института, я стала работать в «Ленкоме», Марк Анатольевич дал мне первую роль в спектакле «Варвар и еретик», и на первой же репетиции со мной произошёл жуткий казус. Мне нужно было сказать какую-то реплику своему партнёру Леониду Броневому, а я стою, как вкопанная и не знаю, что ему сказать. Меня будто парализовало. От страха я забыла все слова. За это меня даже чуть не уволили. Броневой так возмущался, он сказал Захарову, что, «если она так будет играть, я уйду со сцены». Но, потом, к счастью, всё обошлось. Правда, мне пришлось очень много всего пережить. Старшие мои коллеги меня поддержали, помогали мне побороть мою робость и скованность на сцене.
Ваш сын пошёл по вашим стопам, и поступил в театральный вуз. Как вы отнеслись к этому? Вы хотели этого или, может быть, отговаривали его?
Изначально мы с мужем не хотели, чтобы сын пошёл в эту профессию. Кто-то думает, что это кокетство. Но это не так. Мы действительно так думали, потому что знаем, что это очень зависимая профессия, и не у всех она складывается удачно, и не всегда это зависит от твоего таланта, а его величество удача не всех, к сожалению, жалует. Но сын очень был настроен, очень хотел этим заниматься, и мы смирились. Мы подумали, что, быть, например, хорошим врачом, учителем, архитектором, или ещё кем-то, тоже ведь нелегко. Мы предупреждали его, что легко не бывает в любой профессии, если ты хочешь достигнуть в ней определённых высот, то нужно много трудиться, не покладая рук. Я сыну говорю: «Возможно, будут на пути, и разочарования, и неудачи, не без этого. Ты не бойся неудач, стрессов, они мобилизуют силы актёра. Когда ты падаешь, ты начинаешь карабкаться, подниматься, расти, все неудачи, неприятности – они тоже пойдут тебе на пользу, всё идёт в творческую копилку. Падения гораздо больше дают артисту, нежели, когда ты на гребне успеха, потому что ты начинаешь расслабляться. Артисту нельзя быть в состоянии расслабления. Душа должна гореть».
Он вроде бы всё понял и готов ко всему. По крайней мере, мы его готовим к тому, что не всегда и не всё бывает гладко в нашей профессии.
За вами закрепилось амплуа комедийной актрисы, ведь это же на самом деле не так? Как вы к этому относитесь?
Да, действительно многие воспринимают меня как комедийную актрису. Но я спокойно к этому отношусь. Я когда-то начинала с комедийных ролей, поэтому люди, привыкшие меня видеть в комедиях, по инерции уже так и думают. Хотя в театре я давно уже играю самые разные роли, и трагические, в том числе. Здесь главное нужно определиться, чего ты хочешь от жизни. Я не хочу, чтобы про меня говорили, что я такая разная, многогранная. Хотя раньше в одно время я хотела этого. Знаете, как говорят, в актёрской среде, что каждый характерный актёр хочет сыграть, условно говоря, Гамлета, а каждый «Гамлет», опять же, условно говоря, хочет, сыграть, острохарактерную роль. Вот, например, я играю «Любовь и голуби», или, скажем, сегодняшнюю «Бестолочь», «Ва-банк», «Пять вечеров», «Вишневый сад», Дуэнью», где поднимаются острые социальные проблемы, или «Визит дамы» – где я играю глубокий трагический образ, который совсем не похож на мои предыдущие работы, и др. Думаю, вы со мной согласитесь, что многие из перечисленных ролей далеко не комические. Или, например, спектакль «Дальше – тишина, в котором в своё время играла великая Фаина Раневская, или «Поминальная молитва» – всё это отнюдь не комедии.
Я думаю, что главное, чтобы всё было по-настоящему, и то, что ты делаешь, делал хорошо. Актёру всегда интересно играть что-то необычное, сыграть сложную, быть может, неоднозначную роль в развитии, чтобы зритель видел, как на протяжении этих двух-трех часов сценического действия меняется персонаж, с ним что-то происходит, переживать за него или радоваться, – если же этого нет, то это играть скучно и неинтересно, и зрителю смотреть тоже скучно.
Что для вас вдохновение?
Это любовь. Когда я училась на курсе у Марка Анатольевича Захарова, я очень боялась его. Не знаю, почему, но я ничего не могла с собой поделать, буквально при виде его впадала в ступор. И читая однажды Михаила Чехова, я вычитала у него интересную информацию, как можно преодолеть свой страх. Он написал, что делать, чтобы избавиться от зажима и страха. Нужно, писал Чехов, вызвать в себе чувство любви, которая вдохновит вас и раскрепостит, открыть себя миру. И если ты попадаешь во враждебный мир, ты посылай ему свою любовь, и мир в ответ тоже откроется тебе. Нужно представить себе – говорил Чехов, – вы входите, например, в зал, где атмосфера вам кажется враждебной, вы зажимаетесь, начинаете сомневаться в себе, вам кажется, что у вас ничего не получится, но вы вызываете в себе чувство любви, и всё начинает меняться. Потому что с этого момента вы открыты миру, и окружающие это чувствуют. Я и сыну рассказала об этом. И он подтвердил, что это действительно так, и рассказал, как на себе это испытал, когда читал произведение на втором туре при поступлении в театральный институт. Ему казалось, что никто его не слушает, никому это неинтересно. И от этого он ещё больше зажался. Тогда он попытался визуализировать в себе это чувство любви, открытости миру. И действительно всё получилось. Приходит вдохновение, вера в себя и пропадают страхи и зажимы. Можете на себе это испробовать как-нибудь, если попадете в подобную ситуацию.
Что для вас партнёр по спектаклю? Как вы с ним взаимодействуете? Могли бы вы назвать любимых партнёров, с которыми бы вам было, а может и сейчас комфортно работать?
Ой, у меня много таких партнёров. Мне вообще везёт на партнёров, с которыми легко и приятно работать, которых ты понимаешь с полуслова, с полувзгляда, и которые тебя так же понимают. Это счастье работать с такими партнёрами. Я боюсь кого-то не назвать, но вот, первое, что мне на ум пришло, это Татьяна Кравченко, Татьяна Васильева, с которой мы играем в одном театре, Николай Добрынин, с Валерием Гаркалиным мне очень хорошо было на сцене (царство ему небесное!), да и многими другими тоже, я могу ещё кого-то вспомнить. Как говорил Марк Анатольевич: «Хороший партнёр – это организму подарок».
Вы в прошлом году приезжали в Ессентуки на Открытый фестиваль популярных киножанров «Хрустальный ИсточникЪ» со спектаклем «Любовь и голуби», а также проводили церемонию Закрытия фестиваля. Сегодня вы приехали снова в Ессентуки, но уже на детский кинофестиваль, который из взрослого фестиваля вырос в самостоятельный, независимый фестиваль. Как вам оба эти фестиваля и сами Ессентуки?
Ой, вы знаете и первый раз, и во второй я приезжала, к большому сожалению, на очень короткое время и не смогла насладиться всеми прелестями обоих фестивалей и Кавказскими Минеральными Водами. Конечно, это очень интересный регион нашей страны, замечательный, благодатный край с целебной минеральной водой, с лечебными санаториями, с прекрасной природой. А какой здесь воздух! Как говорит президент обоих фестивалей Эвклид Кюрдзидис, его нужно ложками пить. Словом, всё прекрасно, только мало было времени. Очень надеюсь, что когда-нибудь приеду на большее количество дней и смогу насладиться всеми прелестями Ессентуков. Кстати, я никогда в жизни не была в санатории, всё некогда, работа, дети росли, не до санаториев. Но, я думаю ещё не время ездить по санаториям, вот когда доживу, как сейчас говорят, до «серебряного» возраста, тогда может быть и можно будет в санатории ездить. А пока надо работать, пока силы и здоровье есть.
А что же касается фестивалей, то это чудо. Эвклид Кюрдзидис делает большое дело в своём регионе, на своей малой родине. Он настолько оживил культурную жизнь своего региона, что люди воспряли душой, потянулись к прекрасному, ждут фестивали. И молва об этих фестивалях разрослась уже по всей стране. Мне говорили, что люди узнают заранее о сроках проведения фестивалей, и стараются подгадать к этим срокам и покупают путёвки в санаторий, чтобы своими глазами увидеть всё это. Конечно, сюда, в Минводы довольно часто приезжают на гастроли артисты, и со спектаклями, и разные певцы. Но иметь свой, а теперь ещё даже два кинофестиваля, это круто!
Что же сказать конкретно об открытии в этом году детского кинофестиваля, к сожалению, из-за краткого пребывания на нём, я не могу дать исчерпывающий его анализ. Но я видела какие здесь счастливые дети ходят, со сверкающими глазами: и кино-то они сами снимают здесь, и в спектаклях участвуют, и на мастер-классы ходят, изучают кинопроизводство, начиная с актёрского мастерства и пр. Это же здорово! Да ещё усилиями Эвклида отрылась не так давно в Ессентуках детская кинотеатральная студия «Хрустальный ИсточникЪ», где детей обучают азам театрального и кинотворчества. Я очень рада за них! Дай Бог, чтоб на всё это Эвклиду хватало здоровья, сил, энергии!
А какие им на фестиваль фильмы привезли для показов – самобытные, духовные! Старое, доброе кино, Александра Птушко, Александра Роу, Геннадия Васильева, Леонида Нечаева и др., которые учат добру, трудолюбию, состраданию, честности, любви к своей родине, к семье. Это же Золотой фонд нашего детского кинематографа – классика! Вот по таким фильмам и надо им учиться.
Хорошее детское кино так необходимо детям. К сожалению, не всё у нас в стране пока хорошо с этим, рождаются два-три удачных детских фильма в год, но этого мало на нашу такую большую страну. Надо ещё очень много работать в этом направлении, чтобы восстановить нашу детскую киноиндустрию, духовность, самобытность в кино. Я очень надеюсь, что потихоньку, шаг за шагом, вот такими общими усилиями, мы восстановим наше детское кино. И сегодняшний детский кинофестиваль даёт на это надежду, потому что вносит свою благородную лепту в будущее нашего детского кинематографа, за что огромное спасибо президенту фестиваля Эвклиду Кюрдзидису и большой поддержке Президентского фонда культурных инициатив, Ставропольского края и его Правительства, Министерства культуры, Министерства образования, Министерства туризма и оздоровительных курортов, что они не остаются в стороне от этих важных государственных дел.
Олеся, спасибо вам большое за нашу, к сожалению, короткую беседу. Но мы относимся к этому с пониманием. Через несколько минут вам предстоит играть спектакль, по произведению французского драматурга Марка Камолетти «Бестолочь», поставленный Романом Самгиным. Вам удачи, вдохновения и любви! А мы, благодаря вашему приглашению, займём сейчас места в зрительном зале, и будем наслаждаться вашей игрой и игрой ваших партнёров.
Беседовала Фаина Зименкова
Фото пресс-службы
1-го фестиваля детского кино «Хрустальный ИсточникЪ»