29-го апреля в театре Романа Виктюка собралась вся театральная публика на юбилейный спектакль «Саломея».

В этот вечер в фойе театра, и в одежде зрителей преобладали красно-черная гамма с элементами золота – рекомендуемый для зрителей дресс-код на этот вечер. Здесь бойко разыгрывались памятные сувениры, шла активная фотосессия на фоне картонно-«скульптурных» героев предстоящего спектакля. Отличному настроению также способствовало выступление в фойе джазовых музыкантов, где звучали знаменитые джазовые, фанковые и соул композиции в исполнении Патриции Ратайчак и инструменталистов Виталия Братухина и Максимилиана Шевалёва. Всё настраивало на восприятие спектакля «Саломея» по одноимённому произведению Оскара Уайльда. Театр отмечал 25-летие спектакля.

В своё время ни одно из произведений Оскара Уайльда не вызвало такой бурной реакции, как трагедия «Саломея» из истории древней Иудеи. В этой древней библейской истории Уайльда привлек образ дочери Иродиады – прекрасной Саломеи. Переосмыслив евангельский сюжет, автор драмы наделил Саломею любовью к пророку, и привнес в эту историю напряженный трагизм.

Виктюк поставил «Саломею» в театре в 1998 году и с тех пор она идет там с неизменным успехом и постоянным аншлагом. Эта культовая постановка давно уже стала визитной карточкой театра. В этом спектакле мастер «театра в театре» Роман Виктюк соединил жизненную историю Оскара Уайльда с им же написанной пьесой, подарив российскому театру трактовку «Саломеи», которая стала для многих эталонной.

Режиссер отказался от исторического сюжета, превратив уайльдовскую «Саломею» в завораживающе красивую притчу о любви и смерти. Забегая вперед, скажу, что спектакль получился очень мощным, эмоциональным и зрелищным. Впрочем, как и всё, что делал режиссёр Виктюк всегда. При всей своей неоднозначности и некоторой специфичности, каждый его спектакль поражает зрелищностью, многогранностью и оставляет незабываемые впечатления.

… Библейская история Саломеи связана с ее просьбой о голове Иоанна Крестителя. Согласно Евангелию от Марка, на празднике у Ирода Антипы Саломея, дочь Иродиады и племянница Ирода, танцевала перед гостями и так очаровала Ирода, что он обещал ей исполнить любое ее желание. Саломея, попросила голову Иоанна Крестителя. Ирод, не желая нарушать свое слово, приказал казнить Иоанна и принести на блюде его голову. Трагедия Саломеи заключается в ее желании убить Иоанна Крестителя, который был святым человеком и пророком. Ее жажда власти и желание удовлетворить свои капризы привели к трагическим последствиям, и, кроме того – к гибели невинного человека, чем вызвали гнев Бога. В библейской традиции Саломея стала символом женщины, которая использует свою красоту и обаяние для достижения своих целей, даже если они приводят к гибели других людей.

В своей пьесе, которую написал в 1891 году Оскар Уайльд, он отошёл от библейского сюжета и немного изменил его, переставив акценты. В его драме рассказывается история принцессы Саломеи, которая влюбляется в Иоанна Крестителя. Но он отвергает ее любовь. Она не может простить ему этого. За танец, который ее просит исполнить муж её матери, Ирод, он обещает ей подарить полцарства и даже больше. Но она, исполнив танец, в качестве награды просит принести ей на серебряном подносе голову Иоанна Крестителя. Постановка «Саломеи» часто ассоциируется с танцем семи покрывал, который исполняет Саломея перед Иродом. Этот танец является одним из ключевых моментов пьесы, и символизирует соблазн, страсть и желание.

Спектакль «Саломея» в театре Виктюка – удивительное сочетание классической драмы Оскара Уайльда и современной постановки режиссера Романа Виктюка. Это необычное сочетание позволяет зрителю окунуться в мир страстей, желания и безумия. В постановке Виктюка, Саломея – это не только кокетливая и желанная женщина, но и символ силы, свободы и независимости.

Роман Виктюк ввел в знаменитую пьесу биографию самого Оскара Уайльда. И действие происходит как бы «театр в театре». Ведущий актер Театра Дмитрий Бозин исполняет сразу две роли – иудейской царевны Саломеи и Альфреда Дугласа, любовь к которому стоило Оскару Уайльду многого, в том числе, двух лет тюрьмы. Спектакль начинается и заканчивается сценой суда над ее автором – Оскаром Уайльдом: невозмутимо спокойный, безукоризненно одетый, с изящным мундштуком в самом начале, и, измученный, страдающий, с обнаженным торсом – в конце. Но несмотря на трагический финал у зрителей не остается ощущения безнадежности, потому что всё пространство от сцены до дальних уголков зала наполнено необыкновенной актерской энергетикой.

Дмитрий Бозин великолепен в роли Саломеи: с кажущейся легкостью он переносит зрителя в мир страсти и желания, умело передавая нюансы характера своего персонажа в безупречной пластике, неподражаемом владении голоса, мимике и игре. И зритель забывает, что перед ним мужчина, а не женщина, то нежная, ранимая, то сильная, уверенная в себе, то жестокая, идущая до конца в своих желаниях и требованиях…

В своем спектакле Виктюк предвосхищает виртуозное соединение в одно целое всех составляющих – декораций, света, костюмов, музыки и хореографии. Сценография спектакля впечатляет своей красотой и оригинальностью. Красно-черный антураж сцены и всё вокруг, создает атмосферу чего-то тревожащего, ожидания страшной развязки событий, где главными героями являются не только люди, но и музыка, свет, танцы. Костюмы актеров заслуживают отдельного внимания – они яркие, красочные и соответствуют эпохе, в которой происходят события. Музыка в спектакле играет особую, психологическую роль, она как бы одушевляется здесь своей чувственностью и негой.

Хочется подчеркнуть игру всех актеров, выступающих в спектакле ансамблем, как единое целое, и отдать им должное – игра их безупречна: великолепная пластика каждого из них, постановка голоса, владение телом, гармоничное актерское взаимодействие с партнерами, отточенность движений на сцене – всё вызывает эстетический восторг, наслаждение и огромное уважение к неимоверному актерскому труду, в том числе и физическому, который предшествовал такому результату. Ибо такого совершенства можно добиться только огромным трудом и талантом.

Словом, спектакль «Саломея» в театре Виктюка – это яркое и запоминающееся театральное событие, которое погружает зрителя в прекрасный и волшебный мир. Он позволяет окунуться в мир человеческих страстей и желаний, и заставляет о многом задуматься, переносясь от библейских заповедей к нашей современной бренной жизни…

Власть, любовь, страсть – движущие силы, где всё старо, как мир…

В спектакле были заняты ведущие артисты театра: заслуженная артистка РФ Людмила Погорелова, заслуженный артист РФ Дмитрий Бозин, Дмитрий Жойдик, Иван Никульча, Сергей Захарин, Иван Иванович, Константин Авдеев, Михаил Руденко.

Фаина Зименкова,

Фото пресс-службы театра Романа Виктюка