В Молодежном театре современной пьесы В. Спесивцева состоялась премьера спектакля, поставленная по произведению американского писателя Рэя Бредбери «451° по Фаренгейту».

Этот блестящий фантастический роман-антиутопия был написан автором в 1953 году, и имел ошеломительный успех, который не только не потерял сегодня своей актуальности, но и становится с каждым годом всё более актуальным и востребованным. Речь в нем идет о пожарниках. Но не тех, кто тушит пожары, а наоборот устраивает их. Их задача отыскивать книги и предавать их огню, а также дома тех, кто осмеливается держать в них такую опасную литературу. Вот уже десять лет тридцатилетний пожарник Гай Монтэг исправно выполняет вместе с сослуживцами свои обязанности, не задумываясь о смысле и причинах такого безумного отношения к книгам.

Встреча с юной и романтичной Кларисой выбивает героя из привычного существования в этом мире. Юная девушка резко выделяется из массы своих сверстников, помешанных на скоростной езде, спорте, примитивных развлечениях в «Луна-парках» и бесконечных телесериалах. Она любит природу, склонна к рефлексиям и … очень одинока.Впервые за долгие годы Монтэг понимает, что человеческое общение есть нечто большее, нежели обмен заученными репликами. Вопрос Кларисы, счастлив ли он,заданный ему однажды, заставляет Монтэга по-новому взглянуть на свою жизнь, которую он ведет, и жизнь людей, таких же, как он. Монтэг приходит к выводу, что это бездумное существование по инерции нельзя назвать счастливым. Он ощущает пустоту вокруг себя, отсутствие тепла, человечности.Брак с Милдред давно уже превратился в пустую формальность. Детей у них нет, жена против их заведения. Она полностью погружена в мир примитивных телесериалов, и каждый из супругов существует сам по себе.

Мимолетные встречи с Кларисой приводят к тому, что Монтэг из отлаженного автомата превращается в живого человека. Всё чаще к нему в голову приходят разные вопросы, ответы на которые он не может получить у сослуживцев-пожарных. Он шокирует их своими неуместными вопросами и репликами, вроде этого: «Были ли времена, когда пожарники не сжигали дома, а наоборот, тушили пожары?»Постепенно он понимает, что уничтожение книг с помощью огня становится средством, с помощью которого создается общество манипулируемых людей, где нет места личности.

Однако в противовес ему брандмейстер Битти внушает Монтэгу: «Мы все должны быть одинаковыми, – декларирует он – не свободными и равными от рождения, как сказано в Конституции, а просто одинаковыми. Пусть все люди станут похожи друг на друга, как две капли воды, тогда все будут счастливы, ибо не будет великанов, рядом с которыми они почувствуют свое ничтожество».

Очередной вызов пожарной команды вызывает у Монтэга потрясение. Хозяйка, уличенная в хранении запрещенной литературы, отказывается покинуть обреченное жилище и принимает смерть в огне со своими любимыми книгами. С этого эпизода начинается окончательное перерождение Монтэга, точка невозврата. С его глаз окончательно спали оковы, и он ищет выход из этого тупика. Монтэг становится инакомыслящим – отщепенцем в тоталитарном обществе, читающим только комиксы и выдающим казенные циркуляры.

Он знакомится с группой маргиналов – людьми, изучающими тексты книг на память, чтобы в последствии донести до потомков эти знания…

… Прошло более шести десятков лет, с тех пор, когда вышла книга Рэя Бредбери.  Автор с поразительной прозорливостью предугадал страшные поползновения общества на личность человека, увидевшее большую опасность, исходящую от книг, он предсказал нам – потомкам, что ждет человечество в будущем. И сегодняшние события нашей современной жизни подтверждают его предсказания, к которым мы неминуемо приближаемся. Наступивший век повсеместной цифровизации, оглупляющее зрителя пошлое телевидение, зомбирующее население примитивными шоу и другими подобными передачами, бесконечные гаджеты, которые заменили человеческое общение и отторгли людей от книг и друг от друга – это ли не реальность сегодняшнего нашего бытия?

Спектакль, поставленный режиссером Семеном Спесивцевым, актуален, как никогда. Он несет предостерегающий посыл в зал, особенно молодым и юным зрителям, на которых в основном, и ориентированы спектакли в этом молодежном экспериментальном театре. Он образно и весьма убедительно отразил острые аспекты жизни современного общества, где книги исчезают из обихода, которые заменяются вездесущими гаджетами. А ведь когда-то мы были самой читающей страной в мире! Теперь же, как бы ни наоборот, – если не самыми не читающими, то уж во всяком случае, не читающими, точно.

– «Мы с Вячеславом Семеновичем (прим. ред. Спесивцев Вячеслав Семенович – художественный руководитель театра) давно мечтали поставить в нашем театре эту пьесу, и вот, наконец, она родилась» – рассказывает молодой режиссер-постановщик спектакля Семен Спесивцев – это очень наша пьеса, она просто необходима нашим молодым зрителям. И я ставил ее в расчете на понимание ими цели и смысла спектакля, что хотели донести до них наши актеры, и судя по их реакции, они поняли всё очень правильно, чему мы очень рады».

Театральная постановка «451° по Фаренгейту» Семена Спесивцева, следуя автору пьесы, затрагивает основные общечеловеческие проблемы: уничтожение личности в век развития современных технологий, уход человека от вечных ценностей в массовую культуру и бесконечное одиночество человека в глобальном современном обществе. Сегодняшние проблемы – общие для всех жителей планеты.451° по Фаренгейту – температура, при которой воспламеняется и горит бумага. Философская антиутопия Брэдбери-Спесивцева рисует беспросветную картину развития постиндустриального общества, и каждый, кто пытается вырваться из программы, обречен. И все же человек решается на бунт. Его история — это история прозрения и любви, обретения свободы думать, чувствовать, это история погони и смерти. Огонь, пожирающий культуру, — это метафора, из которой возникает мир Брэдбери. И этот фантастический и такой пугающе реальный мир Брэдбери возникает на сцене молодежного театра ярко, эмоционально и динамично в прочтении режиссера, давая зрителям шанс услышать предупреждение заокеанского мыслителя.

«В постановке спектакля «451° по Фаренгейту» в театре задействованы как опытные актеры, так и молодежь, для которой этот спектакль стал первым в жизни, – рассказывает режиссер. – Для двух актеров, моих студентов, это и дипломная работа в Ярославском театральном училище, в котором я преподаю». И это прекрасно, опытные и начинающие актеры здорово дополняют друг друга, вызывая столько замечательных эмоций, непередаваемого драйва, свежести восприятия образов. И пусть еще не все они совершенны, и есть еще над чем работать (театр ведь – живой, развивающийся организм), но уже сейчас просматривается ясная и четкая концепция спектакля, которая держит правильный курс, и не оставляет неравнодушным зрителя.

Огромную роль в спектакле играет его музыкальное сопровождение, которое «откликается» на разные состояния действующих персонажей; и альтернативный рок здесь, как нельзя лучше всего отражает тот эмоциональный настрой и состояние наших героев, и зрителей, контрапунктом откликающихся на всё происходящее в зале. И всё здесь: альтернативный рок, звучащий замечательными голосами студентов, оформление  сценического пространства (вплоть до программок) комиксами, персонажи, передвигающиеся по сцене на гироскутерах, своеобразные специфические костюмы, в которых облачены пожарные, лихие акробатические передвижения по лестницам и пожарным шлангам, – всё это создает тот замечательный эмоциональный настрой и молодежный драйв, который, уж во всяком случае молодежь, не оставит равнодушным и найдет отклик в ее душе.

Надо отметить, что Семен Спесивцев, хоть и молодой режиссер, но на его счету уже несколько спектаклей, поставленных в родном театре, в котором он «проживает», что называется, чуть ли не с пеленок. Это спектакли, помимо сегодняшнего, «Белоснежка и семь гномов», «Золушка», «Гроза», «Дед Мороз и 12 месяцев», «Обломов», «Очарованный странник», «Квадратура круга» и др.

Хочется пожелать молодежному экспериментальному театру дальнейших творческих успехов, удач и новых открытий на благородном пути в деле образования и нравственного воспитания, в формировании молодых душ, что так необходимо в наше время.

Фаина Зименкова

Фото Пресс-службы театра