Не стало Евгения Александровича Хорошевцева, народного артиста России, ученика знаменитого Юрия Левитана и  «голоса Кремля», как все его называли, так как его голос раздавался на всю страну и весь мир, когда шла трансляция с парадов на Красной площади, на всех торжественных протокольных мероприятиях с участием главы государства. ОН скончался вчера, 13 декабря 2020 года, от последствий коронавирусной инфекции.

Нам, Джамилю Садыхбекову и Вагифу Адыгезалову, аккредитованным шесть лет назад на одно из торжественных «кремлевских» мероприятий с участием президента России Владимира Путина, удалось после окончания протокольного выхода главы страны выпить несколько чашек чаю и кофе с Евгением Хорошевцевым в зале торжественных приемов. Эта встреча запомнилась нам на всю жизнь. Мы познакомились с поистине легендарным человеком, и его простота в общении, доброжелательность  к рядовым журналистам создали особую атмосферу в этой памятной для нас встрече. 

Евгений Александрович — не просто настоящий профессионал и  талантливый диктор, безгранично преданный делу всей своей жизни, но и во всех смыслах замечательный человек. Таким мы узнали Евгения Александровича.

Мы очень скорбим по поводу кончины Евгения Александровича Хорошевцева и выражаем глубочайшие соболезнования родным и близким. Мы обязательно сохраним память о нем и представляем вниманию читателей интервью, родившееся в результате нашего знакомства и опубликованное в 2014 году. Евгений Хорошевцев, прочитав материал, сам позвонил нам, поблагодарил за работу и лестно отозвался об этой публикации. И это было для нас высшей наградой!

Известный российский актер и телеведущий ответил на вопросы ИАП AZERROS

ЗНАКОМЬТЕСЬ: Наш гость – Евгений Александрович Хорошевцев, известный российский актёр, телеведущий, диктор, профессор факультета искусств МГУ. Заслуженный деятель искусств России, Народный артист Российской Федерации. Родился 23 июля 1944 году в Москве, с девяти лет занимался в театральной студии В.В. Книппера Дома культуры им. Зуева в Москве. В 16 лет был принят на работу в ВГКО. Получил актёрское образование в театральной студии Наталии Сац. Окончил ГИТИС по специальности «режиссёр музыкального театра, режиссёр эстрады и массовых представлений». С 1968 года — режиссёр Всесоюзного радио. Вёл праздничные демонстрации вместе с Юрием Левитаном, посвящённые Первомаю и годовщинам Великой Октябрьской революции. Читал призывы ЦК КПСС, сопровождая их громогласным «Ура-а!». В 1990 году присвоено почётное звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР». Сыграл несколько ролей в кино и на телевидении. Более трёх лет исполнял роль Архивариуса в телепередаче «Старая квартира». В 1996—1997 годах был генеральным директором общероссийского «Радио-1». 2003—2004 гг. — руководитель радиостанции РТВ-Подмосковье. С 2000 года по настоящее время диктор протокольных мероприятий Президента Российской Федерации. С 2006 года ведущий парадов Победы. Член Общественного совета МВД России по городу Москве.

— Евгений Александрович, расскажите, пожалуйста, о своем жизненном пути. Каким было восхождение к успеху?

— В 1968 году я пришел в Гостелерадио СССР. Работал редактором Главной редакции лит-драм вещания и одновременно режиссером Главной редакции музыкального вещания. Главный режиссер Анатолий Липовецкий предложил мне поработать на записи с легендарным Юрием Борисовичем Левитаном и Ольгой Сергеевной Высоцкой. Мы записывали призывы ЦК КПСС к праздничным мероприятиям. И как-то Юрий Борисович сказал мне: «Иди-ка почитай сам призывы ЦК». Когда я прочитал, ему понравилось. Он сказал: «С этого дня все призывы ЦК я буду читать только с тобой». Он сдержал свое обещание. Одновременно с чтением лозунгов и призывов ЦК КПСС мне пришлось быть режиссером демонстрации на Красной площади.

— А что это за должность «режиссер Красной площади»?

— Это режиссер, который делает музыкально-звуковое оформление Красной площади. Сначала мы делали все «живьем»: музыка отдельно, а тексты читали, стоя на Мавзолее. Лозунги были такие: «Да здравствует 1-е мая — День солидарности трудящихся против империализма, за мир, демократию и социализм. Ура-а». Мы работали с Юрием Борисовичем с 1968 по 1983. Однажды записывали сводки Совинформбюро для музея Берлина, но не успели завершить этот проект. Взяли отпуск и разъехались кто куда. Я на юг, а Левитан в Белгород на праздник Первого салюта. Утром прихожу на море. Тишина, никого нет. Лежаки все свободные. Лежу. загораю, и вдруг резкий порыв ветра бросает мне в лицо лист газеты. Я открываю и у меня все похолодело внутри: столбец в «Советской культуре». Это был некролог Левитана. Звоню в Москву. Мне говорят: его уже похоронили. Как могло произойти такое, что именно этот обрывок газеты с некрологом упал мне на лицо. Это было не наваждение, а знамение какое-то. Моего Учителя на стало…

— Каким Вам запомнился Левитан?

— Это был замечательный человек. Добрый и отзывчивый. Он всех всегда выручал, помогал с квартирой, давал нужные советы, помогал деньгами. И всегда все старались вовремя вернуть ему долги. Юрия Борисовича Левитана все очень любили и по-дружески называли «Юрбор». Работать с ним было приятно и я многое узнавал во время работы. И это, было пожалуй, самое ГЛАВНОЕ. Он учил – работой. Просто и непринуждённо. Раскрывал секреты профессии. Вот такой ОН был ПРОСТОЙ человек.

— Насколько нам известно, в советские годы зрители также Вас прекрасно знали по постановкам радиоспектаклей?

— Да, действительно.. Могу с гордостью сказать, что со мной тогда сотрудничали такие звезды, как А. Баталов, А. Эфрос, А. Васильев, С. Кулиш и многие другие известные режиссеры… С Васильевым мы сделали, на мой взгляд, потрясающий радиоспектакль по Оскару Уайльду «Портрет Дориана Грея». Там возникла проблема: кто будет читать авторский текст Оскара Уайльда. Мужчинам было проблематично озвучивать эту роль, так как Оскар Уайльд был, как известно, нетрадиционной сексуальной ориентации. Голосом от автора было решено пригласить несравненную Марию Ивановну Бабанову. Проблема была в том, что М.И Бабанова была тяжело больна и лежала в больнице. Мы приезжали за ней в больницу и привозили ее на улицу Качалова на радио. И радиоспектакль получился великолепный. Если вы сегодня в интернете наберете в поиске «Радиоспектакль «Портрет Дориана Грея» в постановке Васильева и работы А. Баталова, то вы поймете, что это шедевры радиоискусства.

— В чем был секрет успеха радиоспектаклей?

— Дело в том, что в то время в театр не все могли попасть, а на кухне у всех был радио-трехпрораммник: все могли слушать радиопостановки. Одна из самых сложных наших работ того времени — постановка стерео радиоспектакля «Герой нашего времени» М.Ю Лермонтова. Это была сложнейшая работа. Мы ее делали полтора года. Здесь было полностью стереофоническое звучание. Это повлияло на зрительское восприятие литературных радиоперсонажей.

Ведь намного улучшилось качество звука. Вначале звучит клавесин, который становится звучащим занавесом, открывающим картину Кавказа, затем голос ведущего: «Михаил Юрьевич Лермонтов. «Герой нашего времени». Часть первая. «Максим Максимович». Клавесин уходит направо и мы отчетливо слышим звуки коляски, раздающиеся слева и доходящие до центра. Затем возникает голос М. Глузского, он играл Максим Максимыча и голос А.Кайдановского — Печорина. В «Тамани» шум волн. Я специально ездил в Тамань, чтобы записать шум настоящих волн. И Баталов мне до сих пор говорит: «»Я слушаю этот радиоспектакль, и такое впечатление, что я нахожусь в Тамани. Тогда все рецензии в СМИ были восторженные. Они говорили: «Это не радиоспектакль, а радиофильм».

— Ходят слухи, что Вы лично встречались со Сталиным. Как это произошло?

— Ну, это слишком круто сказано. Лично с товарищем Сталиным я не встречался. Я коренной москвич, жил на Лесной улице столицы. В 1949 году, 21 декабря, страна отмечала 70-летний юбилей Сталина. Были проведены торжественное заседание в Большом театре, приём и концерт. В то время я, пятилетний мальчик, пел в хоре ансамбля песни и пляски Московского Дома пионеров. Руководил ансамблем Владимир Сергеевич Локтев. Мы стояли на сцене и пели. После окончания концерта всем участникам грандиозного финала сказали: «Сейчас сюда придет товарищ Сталин». Я помню, что у меня от волнения был шок. Я ожидал увидеть высокорослого красавца. И вдруг на сцене появляется человек маленького роста, лицо которого – все в оспинках. И он входит за кулисы здоровается и говорит: «Спасибо всем артистам и вам дети, за выступление. Вы все будете награждены». Правда, никто нас потом не наградил.

— Вы также долгие годы ведете Парад Победы, не так ли?

— Я веду Парады Победы с 2005 года. То есть уже восьмой год пошел. Первый раз, в 2005 году В.В.Путин пришел на генеральную репетицию Парада и говорит: «Я не могу понять, что происходит. На трибунах сидят ветераны, школьники и гости, идут военные полки техника, и никто не понимает, что происходит и кто идет? Надо что-то придумать»… И тогда мне предложили «что-то придумать» и комментировать Парад победы. И вот я начал придумывать и озвучивать тексты. Ю.Б. Левитан и О.С.Высоцкая на Парадах Победы тексты читали за кадром в трансляции по телевидению, а И.Кириллов и А.Шатилова брали интервью у участников Парада. А сейчас все по-другому. Вместе с военными корреспондентами пишем текст, я его читаю на трибуны Красной площади. Он же транслируется по телевидению.

— А город Баку Вы посещали?

— Да, где-то в 70-х годах я приезжал в столицу Азербайджана. Встречался с режиссерами радио – это был мастер-класс. Я поддерживал творческие связи с Поладом Бюль-бюль оглы и Муслимом Магомаевым. Когда я гостил в Баку, меня поразила одна деталь.. В Москве машины бывают грязные, а в Баку все автомобили – чисто помытые. Потому что, как мне объяснили, у бакинцев к машине отношение трепетное и бережное, я бы даже сказал, что машина для бакинца больше, чем любовь к женщине. Я полюбил бакинский чай, особенно, с кизиловым вареньем. Я гурман. Иду в чайхану и говорю: хочу «Чай с кизилом».

— На Каспии Вы купались?

— Да, но с другой стороны. Со стороны Дагестана.

— А сейчас в каком Вы преподаете ВУЗе?

— Я профессор факультета искусств МГУ, который открылся на Моховой, рядом с журфаком МГУ.

– А с Владимиром Путиным Вы часто встречаетесь?

— Если я объявляю Президента России, на церемониях награждения госнаградами, вручения государственных премий, вручения послам верительных грамот и многое, многое другое… то наверное часто.

— Спасибо за интервью. Позвольте, пользуясь случаем, поздравить Вас с наступающим Новым годом. Здоровья Вам и счастья.

— Спасибо. Я также желаю Вам и читателям АЗЕРРОСа удачного Нового года.

Беседу вели Джамиль Садыхбеков и Вагиф Адыгезалов  накануне Нового, 2014 года, а опубликовано 13 января 2014 г.

Фото авторов текста

Евгений Хорошевцев: «Когда мне было 5 лет, я впервые увидел Сталина в Большом»