Часть 1. «Екатерина Третья» (Независимый Театр «Шанс», режиссер Алла Соколова)

Спектакли из цикла «Москва и НЕмосквичи»; «Исторические портреты» — это история Москвы в лицах и событиях ХХ века. Первая часть цикла посвящена
министру культуры Екатерине Фурцевой — «Екатерине Третьей», «Первой леди СССР», «Хозяйке Москвы».

Архитекторы Алексей Щусев, Леонид Поляков и Вячеслав Олтаржевский; художница Надя Леже, глава правительства Никита Хрущев и певица Людмила Зыкина — это лишь
некоторые известные личности, участвовавшие вместе со своим министром в развитии культурной жизни и формировании облика столицы… Режиссер Алла Соколова выбрала
прием «коротких сценок», эпизодов из жизни Фурцевой, помогающих зрителю не только понять характер, причины взлёта и падения этой неординарной женщины, но и
заинтересоваться историей послевоенного строительства в Москве.

Актриса театра и кино Юлия Троян — беспроигрышный выбор на главную роль в постановке. Внешность у неё один в один как у Фурцевой, да и играет она ярко, с огоньком.
И зритель понимает: министр культуры реально была «замужем за работой», потому что… просто не умела и не хотела халтурить и перепоручать важные дела своим заместителям.
«Люблю чувствовать себя нужной людям. Весь смысл моей жизни в этом», — признавалась Екатерина Алексеевна.

«Москва и НЕмосквичи» — спектакль гибкий. В этом я смогла убедиться, побывав ещё и на «прогоне» его в Строгино. Там, в маленьком зале, очень хорошо «вписалась» смешная
сцена с фарцовщиками, кои «полезли в народ», предлагая зрителям купить новомодное зарубежное барахло… Действительно были такие времена, когда люди, желавшие одеваться
красиво и модно, вынуждены были прибегать к услугам этих «замечательных» личностей.

Тут сам посыл спектакля оказался другим. Юная экскурсовод (Лиза Овчинникова), запутавшаяся в цифрах и фактах и растерявшая всех экскурсантов, неожиданно получает
утешение и поддержку от женщины-москвички (Алла Соколова), которая и рассказывает ей о том, что мы впоследствии увидим на сцене. О министре культуры Екатерине Алексеевне
Фурцевой, ее нелёгкой работе и необходимости быть гибкой и улаживать отношения между власть имущими и людьми творческими. О дружбе Фурцевой с художницей Надей Леже
(Елена Захарченко) и певицей Людмилой Зыкиной (Светлана Добрынина).

Рассказ москвички заканчивается на грустной ноте: Фурцева, так горячо ненавидевшая разные «закулисные игры», сама становится их жертвой и попадает в опалу. Ее пожелание
Людмиле Зыкиной «быть осторожной по дороге на гастроли» можно было бы адресовать самой Екатерине Алексеевне: она умирает вскоре после отъезда Зыкиной…

Нужны ли театру такие необычные спектакли? Безусловно, нужны, дабы не росли наши потомки «Иванами, родства не помнящими». Ну, а для людей постарше, постановка сия и
кадры старой хроники, показанные на экране — истинная ностальгия по детству и юности.

Ирина Красильникова
Фото автора