Театр классического балета показал в «Кракатуке» новое прочтение сказки Гофмана

Премьера балета «Кракатук» Государственного академического театра классического балета Наталии Касаткиной и Владимира Василёва состоялась на Исторической сцене Большого театра 11 января 2020 года.

Спектакль в постановке Наталии Касаткиной представляет собой новую интерпретацию знаменитой сказки Э.Т.А.Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король». «Кракатук» раскрывает тайну происхождения Щелкунчика, его превращения в механическую куклу и счастливого обретения человеческого облика.

В балете Натальи Касаткиной тонко взаимодействуют сказочное и реальное . История про принцессу Пирлипат, принца Щелкунчика и королеву Мышильду, сочиненная часовых дел мастером Дроссельмейером для крестницы Мари, вплетается в сны юной девушки и получает продолжение в ее жизни. Мечтая о любви, Мари в своих грезах становится Пирлипат, воображая племянника Дроссельмейера принцем. Преодолеть все козни, которые чинят Мышильда и ее армия, помогает волшебный орех Кракатук и, конечно, магия часовых дел мастера, соединяющая влюбленных. «Этот твердый орех должен был разгрызть и, зажмурившись, поднести принцессе человек, никогда еще не брившийся и не носивший сапог. Затем юноше следовало отступить на семь шагов, не споткнувшись, и только тогда открыть глаза», — эта цитата из сказки Гофмана служит ключом ко всему спектаклю.

Расширенная история Щелкунчика потребовала от создателей балета существенных перемен и в традиционном списке главных героев, и в музыке, и в сценографии. Так, основными действующими лицами балета, помимо Дроссельмейера (Николай Чевычелов) и Мари (Екатерина Березина), стали Мышильда (Ирина Довидовская) и ее сын Крысик (Виталий Елагин). Щелкунчиков же в спектакле вообще несколько: Принц-Щелкунчик — ребенок (Филипп Бабогло), Принц-Щелкунчик — подросток (Сергей Кузьмин) и Принц-Щелкунчик — племянник Дроссельмейера (Алексей Орлов), что также обусловлено сюжетом — погружением Мари в детские воспоминания. При этом авторы спектакля, переосмыслив традиционный балет, не изменили классической хореографии. Эффектные ансамблевые танцы чередуются с изысканными дуэтами, трио и соло. Такие сцены, как битва Щелкунчика с Крысиком и финальный дуэт Мари с Принцем, способны подарить настоящее наслаждение искушенным балетоманам.

Создавая музыку к спектаклю «Кракатук», композитор Эдуард Артемьев объединил популярные номера из балетов «Щелкунчик» и «Спящая красавица» с темами Пятой симфонии и Первого концерта П.И.Чайковского и дополнил их композициями собственного сочинения. Цельность музыкального полотна обеспечили современные аранжировки: Артемьев расцветил музыку русского гения эстрадными ритмами, джазовыми гармониями и вокалом. Кроме того, многие широко известные мелодии получили новую смысловую интерпретацию. Так Китайский и Испанский танцы из балета «Щелкунчик» стали характеристикой мышиной армии, а знаменитый Танец феи Драже превратился в па-де-труа Мари с родителями.

Погрузить зрителей в мистическую атмосферу гофмановской сказки помогли необычные интерактивные декорации, «отзывающиеся» на движения артистов. Благодаря изменениям света рисунок на занавесе на протяжении спектакля неоднократно

превращался то в еловые ветви над камином, то в ледяной узор на окне, сквозь который сверкают звезды, то в паутину, окутывающую мышиное царство.

Музыкальное сопровождение на премьере обеспечили Московский симфонический оркестр «Новая классика», уже в течение многих лет сотрудничающий с Театром классического балета Наталии Касаткиной и Владимира Василёва, и вокальный ансамбль «Вокадемика». Помимо артистов труппы в спектакле было задействовано много детей, большинство из которых учатся в балетной студии «АкТер».

Балет произвел большое впечатление на публику, которая долго аплодировала артистам, дирижеру-постановщику Андрею Огиевскому и художественному руководителю театра Наталии Касаткиной, вышедшим после спектакля на сцену.

Фотографии Дмитрия Коробейникова и Андрея Степанова