В Доме кино продолжается показ Российских программ 43-го Международного кинофестиваля. 24 апреля, в дождливейший день, пришли лишь истинные поклонники кино, преданные отечественному кинематографу.
Фильм «Печень, или История одного стартапа». «Стартап — это компания с короткой историей операционной деятельности» — гласит Википедия. Деятельность героев была короткой, но кипучей.

Режиссер Иван Снежкин в картине по совместному сценарию с Сергеем Грачевым, передал атмосферу 90-х годов в осмыслении своего школьного питерского детства — для него радостного и светлого. Отец Ивана — знаменитый режиссер Сергей Снежкин после фильма сделал профессиональный «разбор полетов».

Как рассказал Иван, его фильм, снятый в жанре трагикомедии с элементами абсурда, — это дань благодарности режиссерам, снимавшим то время и в то время — в отсутствие финансирования. Это мэтры Алексей Балабанов, Юрий Мамин, Александр Рогожкин, Петр Луцик и Алексей Саморядов… Они не сочиняли своих героев, они просто пропускали сквозь себя то, что перло из почвы или улавливалось на лету, используя автобиографические мотивы. «Нас могут упрекнуть, что что-то было не так. Но ответьте нам, мастера, которые знают время 90-х, но почему-то не снимают о нем» — риторически просит режиссер.
После окончания школы Иван Снежкин с друзьями пошли в бомбоубежище на Васильевском острове также отмечать это событие. А на первом курсе вуза написал сценарий будущего фильма.
Он начинается уморительным своей серьезностью закадровым монологом одного из трех юных друзей (вспомним троицу из «Я шагаю по Москве»), шагающих по Петербургу — бандитскому Петербургу (стрельба, погони, черные маски — как бы мимоходом). Но в основе отношений ребят прежде всего лежит дружба. Горести не разводят их, а переживаются сообща. Один из них (актер Евгений Егоров) — новоявленный Остап Бендер. Его бы изобретательность да в мирных целях! Целеустремлен, эгоистичен авантюрен, (цель оправдывает средства, не думает о последствиях,), но верен дружбе и по своему чист. Его монолог о матери дорогого стоит! Заблудшая душа, затянувшая в проблемы своих друзей (актеры Даниил Вахрушев и Мурад Ахмедов). Один из них впоследствии займется установкой пластиковых окон, другой проник в «Газпром», третьего, азербайджанца, убили.
Оператор Олег Лукичев передает скромную обстановку квартир, подробно снимая обшарпанные двери, швейную машинку «Зингер», тряпочный абажур, ламповую радиолу «Ригонда», аудиокассеты… (художники Алексей Падерин, Анастасия Поташкина). Все тесно и темновато, а город — одни подворотни, арки, дворики, превращенные в склады. Двух замотанных жизнью матерей великолепно сыграли Евгения Добровольская и Светлана Письмиченко. Атмосфера праздника была только в школьном актовом зале при вручении аттестатов. Разноцветные шары, высокие, метров 5, закругленные окна как бы показывают — мир открыт.
Интересны типажи школьных учителей, портреты которых режиссер частично списал со своих. Актер Валерий Кухарешин великолепно сыграл директора школы — серьезного, демократичного, с личными слабостями, сдабривающего свою речь цитатами из советских песен. Например, «Вот и стали мы на год взрослей, и пора настает». А ваша пора — время бандитов и проституток. У нас тоже были бандиты, но проституток не было. Были лахудры и вертихвостки. И мы строили коммунизм». На вопрос: «Почему не построили?» лаконично ответил: «Не успели».
«Первая скрипка» картины — роль Костика в исполнении выдающегося актера Сергея Маковецкого, заменить которого в этом фильме нельзя. Сергею Васильевичу понравился сценарий, и он сразу согласился на эту роль. Его персонаж отсидел немалые сроки, обогатился, держит для прикрытия пивную, но он болен. Ему нужна пересадка печени. Вот вокруг этой темы и закручивается спираль драмы. Ребятам нужны деньги, их даст Костик за печень, предназначенную для брата одного из героев, но брата жаль, поэтому можно купить на рынке свиную… Абсурд. Наблюдать который не скучно, тем более под соответствующую диалогам музыку (композитор Денис Пекарев). Кстати, о музыке: кощунственно в свете 60-летия полета Гагарина прозвучал кавер гимна космонавтики «Мы родились, чтоб сказку сделать былью» в ночном клубе со всеми вытекающими.
Молодая актриса Кристина Орлянская — одноклассница-прелестница наших друзей — очень органична в этом фильме. Ее прекрасные формы описать невозможно, надо смотреть. А ее фраза «Любовь придумали, чтобы не платить» — одна из афоризмов фильма.
Еще более роскошными формами отличается актриса Наталья Паршенкова, интересно сыгравшая комическую роль донорши печени. С ностальгией вспомнился фильм Луцика и Саморядова «Дикое поле», где так же в темноте спасали девчонку, а не резали. Но это ведь трагифарс абсурда. Привет Альмадовару.
Фильм снимал продюсерский центр «ВГИК-дебют». Пожелаем удачи продюсерам Владимиру Малышеву, Федору Попову, Михаилу Чечельницкому в продвижении картины на экраны.
Елена МАРТЫНЮК
Фото Лидии ЩЕДЕЛЬСКОЙ