«А как тесно человеку на планете, как боится он, что не разместится, не прокормится, не уживётся с другими себе подобными. И не в том ли дело, что предубеждения, страх, ненависть сужают планету до размеров стадиона, на котором все зрители заложники, ибо обе команды, чтобы выиграть, принесли с собой ядерные бомбы, а болельщики, невзирая ни на что, орут: гол, гол, гол! И это и есть планета.

А ведь ещё перед каждым человеком стоит неизбывная задача – быть человеком, сегодня, завтра, всегда. Из этого складывается история» — рассуждает устами своего героя известный писатель, общественный деятель и популяризатор гуманистических идей Чингиз Айтматов. Он оставил огромный след в жизни не только своих земляков, но всего мира, желающего не просто сохранить, но развить культурное сотрудничество.

Народный писатель Киргизии и Казахстана, лауреат Ленинской премии и трёх Государственных премий СССР, Европейской литературной и Международной премии имени Джавахарлала Неру. Обладатель высшей награды правительства Турции за вклад в развитие культуры тюркоязычных стран (2007 г). Всё это о Чингизе Айтматове, великолепном писателе, вобравшем в себя все качества не только творческого, но и настоящего Человека. Ещё при жизни он стал самым цитируемым классиком мировой литературы. Чингиз Торекулович писал на родном кыргызском и русском языках, а в свет его произведения вышли на более чем 150 языках мира. Читателя с первых же строчек подкупает идея гуманизма и огромной любви ко всему живому: людям, домашним и диким животным, растениям, ко всей нашей необъятной планете.

Именно его гуманистические идеи легли в основу Международного форума писателей и интеллектуалов «Айтматовские чтения – за диалог культур», организованного Группой стратегического видения «Россия – Исламский мир». В этом году в силу повсеместного распространения коронавирусной инфекции организационный комитет принял решение провести Форум «Россия и Исламский мир: Роль традиционных ценностей в поддержании культурного многообразия» в режиме онлайн, собрав на Интернет-платформе сотрудников государственных структур, представителей исламского мира и широкой общественности.

Чингиз Айтматов говорил с человеком лицом к лицу

Проведение подобных мероприятий, как отметила востоковед-арабист Анна Беликова, это не просто дань памяти гения Айтматова, но и признание его заслуг, в том числе бесценного вклада в работу Группы стратегического видения «Россия – Исламский мир», у основания которой стоял и сам Чингиз Торекулович.

По следам Айтматовских чтений: создание клуба «Белый пароход» и культурный код

«Напомню, что целью проведения форума является объединение интеллектуалов для выработки совместных подходов к решению назревших острых духовно-нравственных и гуманитарных вопросов современного общества для рассмотрения осенью 2021 года офлайн Форума по этой же тематике. Мы ставим перед собой задачу объединить всех тех, для кого проблематика диалога цивилизаций и поддержание культурного многообразия является приоритетной для жизни и деятельности. Надеемся, что подобные встречи станут регулярными и позволят увеличить вовлечённость коллег в деятельность Группы».

В своём выступлении заместитель председателя ГСВ «Россия – Исламский мир» Фарит Мухаметшин обратил внимание собравшихся на то, что за последние десятилетия мир претерпел значительные изменения, которые выразились в активной борьбе за сохранение традиционных нравственных идеалов, культурного и духовного наследия человечества.

По следам Айтматовских чтений: создание клуба «Белый пароход» и культурный код

«В нашем мире возрастает роль и значение международного сотрудничества в деле взаимодействия культур и цивилизаций, что и ставит одной из своих главных задач Группа стратегического видения «Россия – Исламский мир». Сегодня перед мировым интеллектуальным сообществом стоит задача не просто проанализировать факторы культурной безопасности, но также выработать эффективные рекомендации о том, каким мог бы стать завтрашний день в глобальном смысле, как достичь нового гуманизма. Когда мир сталкивается с серьёзными экзистенциальными проблемами, очень важен интеллектуальный подход. В этом смысл наследия Чингиза Айтматова, который вместе с Евгением Примаковым и Минтимером Шаймиевым стоял у истоков создания ГСВ «Россия – Исламский мир». Надеюсь, что нам удастся разработать рекомендации, которые лягут в основу Форума, запланированного на осень 2021 года».

Чингиз Айтматов говорил о том, что человек без Родины, без истории есть манкурт, обречённый на духовное и моральное вырождение. Этот посыл звучал от всех участников на протяжении онлайн-конференции.

В свою очередь, постоянный представитель Российской Федерации при Организации исламского сотрудничества Рамазан Абдулатипов отметил, что исламская цивилизация подарила миру множество духовных лидеров – Аль-Фараби, Ибн Сина, Олжас Сулейменов, Габдулла Тукай, Мустай Карим. Среди них особое место занимает Чингиз Айтматов, который первым стал говорить с человеком и человечеством лицом к лицу. Именно так он и назвал свою первую повесть. В дальнейшем этот принцип стал главным вектором его творческого пути.

По следам Айтматовских чтений: создание клуба «Белый пароход» и культурный код

«Всё творчество Чингиза Торекуловича стало мощным духовно-просветительским ориентиром для нескольких поколений. Каждое его произведение словно предостережение для человечества, которое постепенно стало погружаться в духовный кризис. И лишь сохранив переданные нам от предков духовно-нравственные устои мы можем выжить, даже находясь в самых тяжёлых условиях. Зачастую современный мир, увлечённый прибылью, эгоизмом, удовлетворением инстинктов, забывает о духовно-нравственных устоях, на которых зиждется человеческое общество. Главная задача сегодня – обеспечить победу культуры над невежеством. Произведения Айтматова дают ориентир в этом направлении. Айтматов – духовный лидер, который заставлял думать о перспективах жизни. Немаловажно сказать и о том, в какой среде рос и творил Чингиз Айтматов. Его окружали такие именитые личности, как Расул Гамзатов и Мустай Карим. Это были выдающиеся личности с огромным человеческим потенциалом».

Абдулатипов отдельно отметил особое значение Группы стратегического видения в развитии духовно-нравственной стороны нашей жизни, в том числе в популяризации богатого наследия мусульманских цивилизаций.

«Пользуясь случаем, хочу предложить Группе стратегического видения разработать и выступить инициатором принятия в Госдуме декларации о вкладе исламской цивилизации и мусульманских народов в российскую культуру. Ведь исламская культура стала вместилищем традиционных культур мусульманских народов. Религия без культуры превращается в невежество, а культура без веры становится циничной».

Также постоянный представитель Российской Федерации при ОИС предложил коллегам сформировать международный клуб «Белый пароход», в рамках работы которого будут отрабатываться идеи для дальнейшего обсуждения на форуме в режиме офлайн.

Диалог интеллектуалов – важное направление работы ГСВ

Выступая на видеоконференции «Международный форум писателей и интеллектуалов имени Чингиза Айтматова», специальный представитель Министра иностранных дел Российской Федерации по взаимодействию с организациями мусульманских государств, посол по особым поручениям Константин Шувалов подчеркнул, что Группа стратегического видения «Россия – Исламский мир» является широкой платформой различных инициатив, а диалог интеллектуалов – одна из наиболее важных сфер деятельности Группы.

По следам Айтматовских чтений: создание клуба «Белый пароход» и культурный код

«В условиях пандемии перед нами встало множество проблем, о которых многие даже не подозревали. Здесь хочется отметить, что Группа сумела найти формы взаимодействия, в рамках которых мы смогли не только не растерять актив и друзей, но также продолжить свою деятельность, только уже в режиме онлайн. Если раньше речь шла о само собой разумеющемся взаимодействии культур, религий, цивилизаций, теперь угроза пандемии грозит всему человечеству. Мы привыкли думать, что цивилизация способна одолеть одичание, но это не является данностью, всё это требует усилия человечества. Особые надежды в этом деле возлагаются на интеллектуалов, задача которых – не отстать от течения событий».

По словам Шувалова, есть огромная потребность в деятельности интеллектуалов, а на повестке дня должны быть те проблемы, которые волнуют весь мир.

Со словами коллеги согласилась и 10-й Генеральный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова, уверенная, что мир, основанный только на политике, не может завоевать искреннюю поддержку народов. Он должен базироваться на интеллектуальной и нравственной солидарности человечества.

По следам Айтматовских чтений: создание клуба «Белый пароход» и культурный код

«Во главе любой работы должно стоять уважение межкультурного многообразия. Конечно, глобализация подарила множество возможностей, сейчас мы с вами связаны гораздо ближе, чем раньше. Но обратной стороной этого процесса стала глубокая фрагментированность человечества. Поэтому важно пересмотреть направления, заново разработать концепцию совместной жизни. Согласимся ли мы с разделением по барьерам наций, культур и цивилизаций, или вырастем как одна семья и используем это для укрепления человечества?»

В ходе выступления Бокова также выразила обеспокоенность распространяющимся в мире расизмом, ксенофобией и всевозможными стереотипами, увеличением различных доктрин, разделяющих людей по определённым принципам и дающих экстремистам хорошее подспорье.

«Уверена, что все культуры впадают в одну реку – в реку человеческой цивилизации. Нельзя жить в изоляции, на протяжении всей истории культуры смешивались и влияли друг на друга».

Отдельно бывший генеральный директор ЮНЕСКО остановилась на продуктивном опыте работы с Республикой Татарстан. По её словам, Болгарский исторический комплекс и остров-град Свияжск – это памятники, символизирующие мост терпимости, взаимоуважения разных культур и верований.

«Это – не просто географические точки на карте России, это – маяки для межкультурного диалога во всём мире. Как говорил сам Чингиз Торекулович, в основе подлинного патриотизма лежит национальная толерантность. Мы не должны забывать о разнообразии интерпретаций, стараться изучать различные аспекты исламской культуры, свет знаний которой проложил путь эпохе Возрождения. Надо быть любопытным по отношению к другим языкам, культурам, истории. Нужно уделять внимание тому, что объединяет нас. Ведь конфликт начинается тогда, когда прекращается диалог. Нам нужен новый гуманизм, основанный на уважении к многообразию культур».

От Парижа до Исламабада

В этом году география участников форума особенно велика – от Парижа до Исламабада есть люди, не просто следующие принципам Чингиза Айтматова, но и старающиеся развивать его идеи дальше, претворяя в жизнь самые смелые проекты.

Так, генеральный директор исследовательского центра исламской истории, искусства и культуры (ИРСИКА) Халит Эрен уверен, что в современном мире, в условиях распространения ксенофобии, особую важность обретают исследования в целях распространения знаний среди молодого поколения. Это важнейший элемент поддержания стабильности и мира на планете.

По следам Айтматовских чтений: создание клуба «Белый пароход» и культурный код

«В своих произведениях Айтматов доносил до мира традиции киргизов. В центре его романов и повестей всегда был обычный человек, через которого автору удавалось отображать общечеловеческие ценности, что способствовало развитию межкультурного диалога и мирному сосуществованию культур. Он подчёркивал связь своих героев с местной культурой, но при этом опирался на культуру общемировую и показывал, как традиционные культурные элементы вплетаются в современное общество. Произведения Айтматова необычайно важны для молодого поколения».

По его мнению, в основе развития межкультурного диалога лежат национальные традиции, опирающиеся на общемировую культуру. Яркий пример этого – творчество Чингиза Айтматова, человека мира, который воспевал человеческий дух, призывая сохранять культурные ценности прошлого вместе с современными веяниями.

С этим мнением согласен и специальный советник Генерального директора ЮНЕСКО, директор арабского регионального центра всемирного наследия, бывший директор Центра всемирного наследия ЮНЕСКО Мунир Бушнаки. Он уверен, что межкультурный диалог нужно включать в сферу образования, поскольку это одно из важнейших направлений деятельности.

По следам Айтматовских чтений: создание клуба «Белый пароход» и культурный код

М.Бушнаки осудил проявления экстремизма и насилия в мире от имени религий. Он привел в качестве примера, вызывающего у него восхищение, Татарстан, где его руководители Р.Н.Минниханов и ранее М.Ш.Шаймиев тесно сотрудничали с Комитетом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Казанский кремль представляет собой важный объект Списка Всемирного наследия, где в гармонии уважения друг к другу расположены и православный храм, и мечеть. В этом же аспекте соединения культур выступают два других новых объектов Списка – Великий Болгар и остров-град Свияжск. Самое главное, что население приняло это мирно, несмотря на разную религиозную принадлежность объектов, и как свое достояние.

Под аналогичным углом зрения М.Бушнаки привел также пример восстановление ЮНЕСКО исторического моста в Мостаре, который был разрушен в ходе войны в бывшей Югославии. Этот мост стал символом соединения православных и мусульман.

М.Бушнаки подчеркнул, что и у Группы стратегического видения, и у ЮНЕСКО одной из основных целей является межкультурный диалог, выстраивающий мосты взаимопонимания. По его мнению, этот диалог необходимо перевести в образовательный сектор для формирования сознания у молодежи, где «приятие» другого должно восприниматься как «богатство». Международный день исламского искусства, впервые празднуемый ЮНЕСКО 18 ноября с.г. будет посвящен укреплению этих основополагающих подходов.

«Как сложно рождается человеческое в человеке»

Активное участие в онлайн-конференции имени Чингиза Айтматова принимали и представители Республики Татарстан. Заместитель премьер-министра РТ Лейла Фазлеева заверила коллег, что в современных реалиях, в которых остаются крепкими позиции негатива и невежества, необходимо культивировать традиционные ценности.

По следам Айтматовских чтений: создание клуба «Белый пароход» и культурный код

«Хочется вспомнить слова Чингиза Торекуловича: «Как сложно рождается человеческое в человеке». На мой взгляд, это высказывание наиболее точно характеризует современное общество, особенно молодую часть».

Заместитель премьера РТ обратила внимание на то, что необходимо бережно культивировать традиционные ценности в современных реалиях, в том числе через общественные организации – Союз писателей, Союз молодых учёных и т.д. В качестве примера успешной работы Фазлеева привела работу полилингвальных комплексов, основой работы которых станут философия межкультурного согласия и культура диалога. Эта стратегия укладывается в идеи Айтматова.

«Также в Татарстане разрабатывается проект учебно-методического объединения для Приволжского федерального округа, который должен будет работать с культурной кодификацией и многообразием народов, проживающих в регионе. Помимо этого, также важно уходить от позиции всеобщего негатива, популяризируя ответственное родительство. Конечно, работа с молодёжью имеет свои особенности, но мы должны и дальше идти к философии согласия и мира, рождению человеческого в человеке».

Стоит отметить, что все эти проекты реализуются при активной поддержке руководства Татарстана, в том числе президента Рустама Минниханова, возглавляющего Группу стратегического видения «Россия – Исламский мир» и госсоветника Минтимера Шаймиева, который, наряду с Айтматовым, стоял у истоков создания ГСВ.

По следам Айтматовских чтений: создание клуба «Белый пароход» и культурный код

В свою очередь первый заместитель председателя Совета муфтиев России Рушан хазрат Аббясов, добавил, что идея глобализма уничтожает самобытность, разрушает культуры. Знание традиционных ценностей, по его мнению, есть общая платформа для созидания, единый непререкаемый духовно-нравственный ориентир.

По следам Айтматовских чтений: создание клуба «Белый пароход» и культурный код

Тему ответственности и преемственности ценностей подняла и Александра Очирова, Посол доброй воли ЮНЕСКО и президент Международного женского центра «Будущее женщины», уверенная в том, что человека надо оценивать с позиции цельности: «Культура существовала всегда и определяла образ жизни человека на всех этапах его развития. Это есть визитная карточка народа. И мы должны сохранить многообразие народов и культур».

Активное участие в обсуждении принимали также представители Союза писателей, преподаватели и представители общественности. Напомним, что Международный форум писателей и интеллектуалов им. Чингиза Айтматова намерен объединить на своей площадке интеллектуалов, писателей, общественных деятелей со всего мира, став новой платформой для анализа и мониторинга факторов культурной безопасности, обуславливающих развитие человеческой цивилизации в ее многообразии. Неслучайно в роли консолидирующей платформы Форума выступает Группа стратегического видения «Россия – Исламский мир», в приоритеты деятельности которой входят поддержание межэтнического и межрелигиозного согласия, а также изучение процессов культурного взаимообогащения в российской и мировой практике.

Ильмира Гафиятуллина

Источник