или Почему стоит посмотреть новую мистическую притчу про загадочный Сенегал

В прокат вышел дебютный полнометражный фильм «Атлантика», француженки сенегальского происхождения – Мати Диоп, известной своей документальной работой «Тысяча солнц» 2013 года, о постаревшем герое культового фильма «Туки Буки», снятого ее родным дядей Джибрилем Диопом Мамбети, а также главной ролью в фильму Клер Дени «35 стопок рома».

«Атлантика» получила второй по значимости приз Каннского кинофестиваля, взяв гран-при основного конкурса, уступив главный приз «Паразитам» Пон Чун Хо. И вот после триумфального проката нового южно-корейского чуда, очередь дошла до смелой кинопритчи Диоп, которая вышла в прокат лишь в трёх странах: во Франции, Бельгии и России, на остальных территориях дистрибьюцией займется Netflix.

В каком-то из пригородов Дакара идет стройка гигантского стеклянного небоскреба. Рабочие уже много месяцев не получают обещанных денег. Один из строителей, молодой парень Сулейман, влюблен в местную красавицу Аду, которая уже повенчана с состоятельным женихом, но предпочтет айфону и перспективе уехать в благополучную Испанию — любовь молодого рабочего. Не смотря на это Сулейман с другими рабочими со стройки, решит покинуть родной Сенегал в поисках лучшей доли в Старом Свете, отправившись через Атлантику на утлом баркасе.

Если рассматривать «Атлантику» с точки зрения ставшего привычным для Канн мультикультурализма, то фильм Диоп, только в общих чертах вписывается в эту повестку, хотя основные приметы этого направления в нем есть: это помещение сюжета в контекст, который хорошо знаком режиссеру изнутри; использование в фильме непрофессиональных актеров; критика буржуазных ценностей, вытесняющих ценности человеческие. Но, вместе с тем, Диоп строит свой фильм в поэтической манере, вводя в повествование мифологический сюжет Пенелопы, ждущей своего жениха, сносящей унижение и порицание за любовь к простому парню. В «Атлантике» есть по-детски наивная, присущая общемировому сказочному фольклору, стремление восстановить справедливость с помощью вмешательства потусторонних сил. На самом деле мистика, а если быть более точным, переселение душ погибших в море мигрантов в тела своих жен, здесь выполняет двоякую роль, с одной стороны призраки в обличие женщин приходят забрать принадлежащие им по праву деньги, которые прикарманил хозяин стройки, некий господин Н’Дьяе, как окажется в дальнейшем хороший друг полиции, с другой стороны, только это мистическое допущение, делает возможным восстановление справедливости, для бесправных сенегальских рабочих. Диоп вводит сказочный нарратив не благодаря, а вопреки, показывая две потенциальных возможности для своих героев: попытаться пересечь океан в поисках лучшей доли или в буквальном смысле вернуться с того света, в этих двух случаях беспристрастным судьей выступает Океан, которому в отличие от людей небезразличны судьбы своих пленников.

Практически все мужские персонажи «Атлантики» выражают неспособность вести конструктивный диалог с собой или с другими, будь то следователь Исса, пытающейся приковать себя наручниками к батареи, не желая уступать свое тело призраку или Сулейман, не смотря на свою любовь, не договаривающей Аде нужных слов. Мужской мир «Атлантики» тщетно пытается утвердится над женским. Даже в сцене, где жены подчиняясь воле своих мертвых мужей приходят забрать долг, обвиняя Н’Дьяе, а после, сидят на берегу океана, с экрана видна издевка, в виде перечисления привычных стереотипных мужских действий, карикатурно показанных от лиц их жен, вроде сидения с широко расставленными ногами, задумчивого потягивания пива перед пустынным пляжем до того, как все эфемерное мужское должно будет раствориться в небытие, тем самым предоставив своим женам полное право свободно владеть своим телом и мыслями, но уже без них.

«Атлантика», это без преувеличения женская картина, созданная преимущественно женщинами, помимо Диоп, оператором фильма выступила Клер Матон, также снявшая другой феминистский фильм «Портрет женщины в огне» , показанный в этом году в конкурсной программе Канн. Фатима Аль Кадри, уроженка Дакара и близкая подруга Диоп, записала невероятный по силе воздействия саундтрек, который с лихвой оправдывает все магические допущения «Атлантики».

Феминизм раскрывается в «Атлантике» не с помощью манифестации, мотивирующих обещаний, на подобие «эта женщина смогла», а с помощью естественной лаконичной образности. Все героини фильма предельно типажны и архетипичны, но в тоже время реальны и помещены в сегодняшний контекст. Можно сказать, что Диоп продолжает ту же линию, которую заложили еще неореалисты, в частности Висконти в своем фильме «Земля дрожит», в котором колорит и фактура сицилийской Ачитрецци и живущих в ней рыбаков, передавали проблемы не только конкретной местности, но и внешнего мира, делая частную жизнь, с ее проблемами, общим достоянием.

Алексей Вишец