6 и 7 марта 2021 года, в столетний юбилей Театра им. Вахтангова, состоялась премьера спектакля А. Н. Арбузова «Сказки Старого Арбата».

«Пьеса «Сказки старого Арбата» была написана Алексеем Николаевичем Арбузовым в 1970 году специально для нашего театра,  — рассказывает режиссер спектакля Екатерина Симонова, — а роль Балясникова была предназначена Рубену Николаевичу Симонову, ученику Е. Б. Вахтангова и создателю театра… Но после смерти Рубена Николаевича в 1968 году Арбузов отдал эту пьесу Анатолию Васильевичу Эфросу в Театр на Малой Бронной, где ее играли долгие годы. Пьеса с успехом шла во многих городах и странах, но только не в нашем театре, для которого была написана. В год 100-летия Государственного академического театра им. Е. Вахтангова его художественный руководитель Римас Владимирович Туминас поддержал наше предложение воплотить эту пьесу на Вахтанговских подмостках. Само название «Сказки старого Арбата» говорит о сказочных успехах нашего театра на Арбате».

Драматург А. Н. Арбузов – коренной москвич – перенес историю персонажей пьесы именно в ее сердце – Арбат. Сам он был уже в возрасте художника Балясникова, около 60, когда, как говорят балетные, «опыт есть, но нет прыжка». В результате герой Арбузова (Рубен Симонов, внук Р. Н. Симонова) совершит и то, и другое. Благодаря настигшей его любви, способной разбудить невероятные резервы! Его Шахерезадой стала девушка с символическим именем – Виктория, юная, талантливая, обольстительная (Ася Домская и Мария Риваль).

Даже зная содержание пьесы, благодаря выдающимся постановкам в БДТ им. Горького (с участием Бруно Фрейндлиха) и экранизации ее кинорежиссером С. Кулишом (Балясников – Игорь Владимиров), смотреть вахтанговскую версию было интересно. Гениальное не стареет и всегда ко времени. (Вот только времени прошло много – и с написания пьесы, и с идеи создания Симоновской сцены (2002), о которой так мечтал Михаил Александрович Ульянов, до ее реализации в 2015-м! Главного режиссера долго «кормили сказками», но мечта его всё же осуществилась.)

Пьеса не только о любви, но и добре. «В Москву, в Москву!» рвутся таланты. А когда столица приняла эту девочку – она исчезает. «А была ли она?» — раздумывает художник. А была ли девочка? «Ночевала точка золотая»… Почему она ушла? У каждого зрителя свой вариант ответа. Думается, молодым сердцем поняла, что добрый семейный мир лучше непоправимой ссоры. Ее жертвоприношение – лучшее, что она создаст когда-либо. В этой ситуации роли кукол и кукловода поменялись. Это они вылепили художника и душу юного модельера.

Как рассказал заслуженный артист России Рубен Евгеньевич Симонов, работая над образом Балясникова, он «брал его с себя, как и А. Н. Арбузов. Любовь преображает, она способна сделать счастливым человека любого возраста, показав яркие цвета жизни». Р. Е. Симонов хорошо знал А. Н. Арбузова, «излучавшего всегда положительную, созидательную энергию».

А одна из исполнительниц роли Виктоши Мария Риваль добавила, что для нее эта героиня именно такая — «смелая, решительная, верящая в себя девочка». Мария занята в заглавной партии спектакля «Анна Франк» (тоже детища режиссера Екатерины Симоновой), но спектакль  «Сказки» ей нравится даже больше.  Здесь ее покоряют не только сюжет, но и правильная московская и петербургская речь. У М. Риваль два сына,  исполняющих детские роли в этом театре, но на вид она весьма юна и стройна, как и большинство «вахтанговок». «За спектакль я теряю два килограмма, — рассказывает Мария. – Я специально изучала танцы моих бабушек и дедушек и с удовольствием их исполняю в первом действии».

Помогает девушкам быть обворожительными и художник по костюмам Владимир Круглов, он же автор сценического оформления. Небольшое, компактное пространство не перенасыщено деталями, тем рельефнее заметны «баклуши» кукол, которым еще предстоит стать Галатеями, Прекрасными Еленами… В углу сцены-комнаты кукольных дел мастера стоит этажерка, на ней проигрыватель «Юбилейный» 60-х годов. Под ним пластинки 70-х, книги о художниках – Эмиле Рудере, Фернане Леже, Франсе Мазереле… (рассмотрела в антракте).

«Джаз… Им восхищался Алексей Николаевич Арбузов, — рассказывает молодая режиссер, продолжатель династии Екатерина Симонова.  – Я слушала много подобных произведений и шла от музыки. Эту идею Р. В. Туминас поддержал, как и главную – веру в любовь и добро. Именно эти качества позволили нам поставить спектакль всего за три месяца, включая праздники».

Могущественная сила слабого пола, созидательная женственность – основная тема лучших пьес А. Н. Арбузова: «Таня», «Мой бедный Марат», «Иркутская история», «Старомодная комедия»…

Пусть у нового спектакля будет счастливая судьба! И если хоть у одного зрителя  (думается, больше) сказка станет явью, если воссоединятся разобщенные семьи, то драматург и театр работали не напрасно. «Старый Арбат» — это как раз символ семьи, «Отечества», «призвания»…  Жаль, что только два раза в месяц можно увидеть возвращенное произведение.

Сказку о любви рассказывают  Рубен Симонов, Константин Белошапка, Фёдор Воронцов, Олег Форостенко, Ася Домская, Мария Риваль, Дмитрий Соломыкин, Александр Галочкин.

Елена МАРТЫНЮК

Фото Раиля КАДЫРОВА