На фото: Молодой узбекский режиссер Шокир Холиков, получивший Гран-при на фестивале короткометражных фильмов ENTRE 2 Marches, прошедшем в рамках 72-го Международного Каннского кинофестиваля
Знаменательным был нынешний киногод для кинематографистов Узбекистана. И судя по всему, это не случайно. Наметилась уверенная тенденция подтверждения возрастающего уровня узбекского кинематографа, режиссеры которого из фестиваля в фестиваль стали получать призы на крупных российских и зарубежных кинофестивалях.
И это, конечно, радует. Ведь ни что так не способствует лучшему укреплению культурных связей между странами, созданию дружеских отношений между исторически близкими народами, как сотрудничество в сфере культуры и искусства, и особенно, в одном из самых популярных и доступных для людей – искусстве кино.
…История о простом человеке, пожилой бабушке, которая выживает в сложнейших жизненных обстоятельствах, о ее любви, преданности и красоте просто и безыскусно показана в фильме узбекского и российского режиссера Юсупа Разыкова «Керосин». Действие фильма происходит в глухой российской провинции, в маленьком домике, отдаленном от райцентра, в котором проживает одинокая старушка. Деревня вымерла, и кроме этой старушки, не так давно потерявшей своего мужа, в этой Богом забытой деревушке уже никого не осталось. Где-то там, далеко в городе, у нее есть дочь, работающая проводницей, мечтающая выйти замуж и обрести семью, и внучка, мечтающая стать принцессой. На кинофестивале «Кинотавр», который проходил в Сочи в июне этого года фильм «Керосин» Юсупа Разыкова получил Приз гильдии киноведов и кинокритиков имени Даниила Дондурея.
На XVI Международном кинофестивале военно-патриотического фильма «Волоколамский рубеж», проходивший в последней декаде августа в Подмосковном городе Волоколамске был также высоко оценен фильм узбекского режиссера и сценариста Зульфикара Мусакова «Берлин – Аккурган». Картина получила Специальный приз жюри «За эпическое воплощение трагедий ХХ века – века двух мировых войн и революций».
Это фильм-эпопея с многослойным сюжетом, охватывающий время начиная от тридцатых, военных сороковых годов прошлого века и до наших дней, где фрагменты жизни самых разных людей складываются в историю как единство спрессованных судеб.
И вновь – победа! Короткометражный шестнадцатиминутный фильм «Чай» молодого узбекского режиссера Шокира Холикова получила Гран-при на фестивале короткометражных фильмов ENTRE 2 Marches, недавно прошедшем в рамках 72-го Международного Каннского кинофестиваля.
Это дипломная работа молодого режиссера, выпускника Государственного института искусств и культуры Узбекистана. Картина удостоилась призовых мест кинофестиваля PROlogue, молодежного творческого конкурса «Изхор», также была отмечена на международных кинофестивалях в Македонии, России, Индии, Казахстане, Кыргызстане и других странах. Очень тепло приняли зрители фильм на кинофестивале «Киношок» в Анапе в сентябре этого года. И вот новая победа: фильм молодого узбекского режиссера Шокира Холикова, стал лауреатом Международного фестиваля кино стран Содружества «Московская премьера». Фестиваль проходил с 29 октября по 3 ноября в Москве. Приз в конкурсе короткометражных фильмов присудило ему Международное жюри киноклубов.
Этот короткий пронзительный фильм, который за шестнадцать минут экранного времени очень тонко и психологически точно сумел рассказать о больном пожилом человеке, о семейных отношениях и связи между поколениями. Фильм рассказывает зрителю о важности глубокого осознания таких ценностей, как человечность, милосердие и уважение к пожилым людям, и особенно с ограниченными возможностями.
Фильм узбекского режиссера и сценариста Умида Хамдамова «Горячая лепешка» получил Специальный диплом на XII Международном кинофестивале «Восток&Запад. Классика и авангард» в августе этого года в Оренбурге.
А на кинофестивале «Киношок» в Анапе, где также былпоказан этот замечательный фильм, онполучил сразу три Приза. Главный приз фестиваля «Золотую лозу» – Гран-при XXVIII Открытого фестиваля «Киношок» за лучший полнометражный фильмбыл вручен режиссеру фильма Умиду Хамдамову, Приз «За лучшую женскую роль», получила актриса ФерузеСаидова, и Приз «За лучшую музыку в фильме» вручили композитору ТаируКузиеву.
«В оригинальном переводе фильм назывался «Иссык нон» («Очаг»), что более точно передает смысл произведения»,– пояснил режиссер перед началом показа фильма зрителям в Анапе. – «Лепешка символизирует семейный уют. У нас даже сравнивают родину с лепешкой.Когда мы отправляли фильм на фестиваль, название перевели буквально».
Фильм «Горячая лепешка» основан на реальных событиях. Как рассказал на пресс-конференции журналистам Умид Хамдамов, это история девочки, которая при живых родителях попала в интернат и которую через какое-то время забрала оттуда бабушка. Режиссер сказал, что он сам, своими глазами наблюдал, общался с этими людьми. Фильм рассказывает о сложных переживаниях девочки-подростка Зульфии через непростые отношения героини с невесткой, мамой и бабушкой.
В картине очень точно и трепетно отражена история ее родственницы – молодой женщины, оставшейся без мужа, образ которой очень проникновенно сыграла актриса Феруза Саидова, заслуженно получившая на «Киношоке» приз за лучшую женскую роль. Эта женщина ведет тихую жизнь, она собирает и продает лекарственные травы, каждый день печет лепешки, сдает их в магазин, безропотно содержит семью. А муж уехал в Россию на заработки и там женился. И наверняка не вернется обратно. И женщина с этим смирилась, живет ради детей. Главой семьи в отсутствии мужчин стала бабушка, установившая жесткие, основанные на традициях порядки, против которых бунтует главная героиня – девочка-подросток, сыгравшая свою роль импульсивно, тонко и точно.
Пожалуй, это первый фильм в национальном кинематографе, где режиссер коснулся этой острой темы – отъезда мужчин на заработки. Ранее говорить об этом было не принято. Тем более, снимать на эту тему полнометражные фильмы. «Да, это серьезная социальная проблема, – признается режиссер. – Я своими глазами видел кишлаки, где совсем не осталось мужчин, кроме, может быть, детей и стариков».
В апреле на церемонии награждения лауреатов первой национальной кинопремии «Олтин хумо» (Золотая птица счастья), проходившей в Ташкенте,фильм «Иссык нон» («Горячая лепешка») Умида Хамдамоватакже был признан лучшим, и приз ему вручал известный узбекский кинорежиссер Юсуп Разыков. И вот снова победа, и снова Разыкову пришлось вручать земляку приз.
Комментируя победу Умида Хамдамова на «Киношоке», председатель жюри в конкурсе полнометражного кино «Киношока» Разыков сказал, что дело тут совсем не в национальной солидарности. «Победа этой картины не результат моих личных пристрастий. Это мнение жюри, – сказал председатель жюри. – Конечно, мне неловко было выдвигать узбекскую картину. Но так получилось, что мои коллеги по судейству вдруг начали за эту картину «болеть» и продвигать ее – причем в очень умных, четких номинациях. И когда мы начали обсуждать главный приз, четыре человека из пяти в жюри проголосовали за «Горячую лепешку». Такого единодушия я не ожидал. В моем распоряжении было два голоса, как у председателя жюри – сказал Разыков, – но в данном случае они не пригодились и никак не повлияли на выбор победителя. Всё было по-честному».
И еще добавил Разыков, что для него этот фильм – явление. «Это безусловное следование традициям узбекского кино. Там есть приметы такого культурного пласта, с которым работал еще Эльёр Ишмухамедов. Очень интересное изображение, актеры играют вдохновенно. Живое кино» – пояснил он.
Вот на такой позитивной ноте можно и закончить наше повествование. Хочется пожелать узбекским кинематографистам дальнейших покорений кинематографического Олимпа, и не опускать столь высокую планку, взятую этим годом.
Фаина Зименкова,
Член Союза журналистов России, член Союза писателей России,
Лауреат литературной премии им. Бориса Полевого
На снимке:
Узбекский режиссер и сценарист УмирХамдамов, получивший «Золотую лозу» – Гран-при XXVIII Открытого фестиваля «Киношок» за полнометражный фильм «Горячая лепешка».