В благовещенском музее Александра Тихомирова

26.09.2019 966
В благовещенском музее Александра Тихомирова

В рамках фестиваля «Амурская осень», который проходил с 14 по 23 сентября в Благовещенске, в один из его дней участники фестиваля посетили музей большого друга фестиваля, замечательного благовещенского художника, члена-корреспондента Российской Академии художеств, народного художника России, Кавалера орденов, медалей и других многочисленных наград – Александра Тихомирова, скончавшегося два года назад.

В музее нас встречали блинами с вареньем и ароматным травяным чаем вдова художника Елена и его дочь, тоже Елена.

Мы были рады вновь встретиться с прекрасной живописью такого самобытного, неординарного художника и с огромным интересом осмотрели многочисленные экспозиции художника, его картины, офорты, рисунки, альбомы… Посмотрели небольшой документальный фильм о нем.

Те, кто пришли в музей впервые, узнали много нового об этом удивительном, самобытном художнике, новаторе, о его исканиях и находках, который очень много сделал для своего любимого города, в который он много лет назад приехал из Москвы, и навсегда прикипел к нему. Пришедшие в музей впервые, узнали, что Александр Евгеньевич – автор нового направления в живописи, называемого – «Оконопись», в котором художник продолжил лучшие традиции мастеров русского иконописания, но не по форме, не по канонической технологии, а по глубине созданных и пережитых им образов – это религиозные сюжеты, выполненные темперой на старых оконных ставнях. Удивительные работы, которые не оставляют равнодушными не только знатоков этого вида живописи, но даже простых зрителей, непрофессионалов.

Но вместе с восторгом от увиденного, пришла грусть и большое сожаление, что в помещении для этих прекрасных полотен и других не хватает места, нет возможности из-за этого выставить все его экспозиции, картины, офорты, которые сиротливо ютятся в углах, за шкафами, ящиками и даже в кладовках – словом, в ненадлежащих для них условиях.

Александр Евгеньевич в быту был скромным человеком, никогда ничего не требовал для себя, зато по рассказам жителей много делал для других. При жизни художника это была его рабочая мастерская, теперь она стала музеем, в котором не хватает места для его работ.  Почему же руководство города относится, мягко говоря, так неосмотрительно равнодушно к замечательному творчеству своего земляка?

Мы задали этот вопрос вдове художника Елене Тихомировой, которая только пожала плечами. Ответа не последовало. Видимо, сказать было нечего. Да и что тут скажешь? Ситуация говорит сама за себя.

Поистине – нет пророка в своем Отечестве! Просто диву даешься, до чего же мы не ценим то, что имеем! А ведь совсем рядом – лишь переплыть Амур, и по ту сторону реки китайцы ценят и почитают этого великого художника и отдают ему должное. Они открыли в своей стране в прибрежном городе Хей-хей, замечательный музей его имени, где выставляют его картины и всё посвящено его творчеству. А что же мы?  Неужели нам не стыдно, что мы так обходимся с нашим талантливым соотечественником? Неужели нам не стыдно перед китайцами? И всего-то нужно, найти помещение, чтобы достойно организовать достойное хранение его замечательных работ! Неужели город совсем не в состоянии этого сделать? С трудом верится.

При его жизни у Александра Евгеньевича было более 500 персональных и групповых выставок в десятках городах нашей страны и более чем в пятнадцати странах мира. Его уникальные работы хорошо известны у нас в России и за рубежом.  Они находятся в музеях и частных коллекциях в России и во многих странах мира.

А в его родном городе, не в состоянии обеспечить достойное хранение его работ! Это непостижимо! Ведь это же гордость города! Да что там города – страны! Этот музей мог бы быть своего рода воспитательным Центром для подрастающего поколения, куда школьники могли бы приходить и прикасаться к высокому искусству, находить здесь отдохновение, гордиться своим земляком. Здесь могли бы читать лекции по искусству, проходить мастер-классы по живописи и многое другое. Впрочем, он мог бы быть светлым очагом культуры не только для подрастающего поколения, но и для многих жителей города, интересующихся искусством. И, наконец, музей просто мог стать одним из достопримечательностей города, коих не так уж много здесь.

Очень, очень обидно видеть такое расточительство отечественными талантами! Видимо, Администрация города не ведает, каким чудом обладает она. Наверное, это так, иначе, как объяснить, такое безразличное отношение к творениям Мастера?

А между тем, его картины камерны и монументальны одновременно. В них соединены душевная теплота, лиризм и высокая духовность, запечатленная в образах и ликах святых, они обладают особой пластической выразительностью, изысканностью цветовой палитры, они демонстрируют нам гармонию мира и проникновение в духовный мир человека. По мнению московского искусствоведа Н. Аникиной, «нужно обладать огромной человеческой и творческой смелостью, чтобы предложить свою личную интерпретацию священных канонических образов, живущих в сердце каждого православного человека».

Мы покинули музей со смешанным чувством, оставив всё же свои пожелания в книге записей для посетителей, с надеждой, что Администрация города когда-нибудь обратит на это свое внимание, и найдет возможность сделать, может быть, невозможное для такого талантливого художника и замечательного духовного человека, девизом которого всю его жизнь, по его собственному признанию, было: делать всё, чтобы прославлять Бога и своё Отечество.                   

Фаина Зименкова

Фото Маргарита Морозова



Другие статьи