Органные вечера в Кусково: «На пути к Баху»На одном из заключительных концертов фестиваля «Органные вечера в Кусково» 22 авгу-ста можно услышать редкий музыкальный инструмент — барочную скрипку.

Она отличается от современной не только деталями конструкции, но и более мягким звучанием натуральных струн. Ведущая российская исполнительница на барочной скрипке Фатима Лафишева и органистка Мария Лесовиченко представят сочинения композиторов эпохи Барокко, начиная с самых ранних ее представителей и заканчивая венчающими эпоху шедеврами Иоганна Себастьяна Баха.

Большинство музыкальных жанров, достигших кульминации в наследии Баха, развивалось в творчестве его предшественников — ведущих композиторов Германии, Голландии, Англии, Италии. Среди них — «голландский Бах» Ян Питерсзон Свелинк, оказавший огромное влияние на развитие музыки в Голландии и северной Германии начала XVII века. Во времена Реформации лютеранская служба не нуждалась в постоянном сопровождении органа, и органист стал выходить на свободный, внелитургический концертный путь. Свелинк был одним из первых концертирующих органистов, а также создателем новых, свободных органных форм — например, эхо-фантазии. Примером такой формы является пьеса «Эхо» Самуэля Шейдта, ученика Свелинка, основоположника северонемецкой органной школы. Англичанин Джон Стэнли, несмотря слепоту в результате несчастного случая, всю жизнь работал органистом и создал большое количество музыки — в том числе в свободном, импровизационном жанре «волюнтари». Современник Баха, знаменитый Георг Фридрих Гендель, был известен не только своими операми и ораториями, но и камерной музыкой: ему принадлежит несколько сборников скрипичных и трио-сонат. Откроет концерт сочинение итальянского скрипача композитора Игнацио Альбертини, известного своим единственным циклом из двенадцати виртуозных скрипичных сонат.

Венчают концертную программу три произведения Иоганна Себастьяна Баха, в различных жанрах, «подготовленных» его предшественниками: органный полифонический цикл, сюита для скрипки соло и соната для скрипки и цифрованного баса.

22 августа 2015 года, 17:00

Фатима ЛАФИШЕВА
(барочная скрипка)
Мария ЛЕСОВИЧЕНКО (орган)

И. Альбертини Соната для скрипки и basso continuo ре минор
Я. Свелинк Хроматическая фантазия
С. Шейдт «Эхо»
Дж. Стэнли Voluntary фа мажор, op.7
Г. Гендель Соната для скрипки и basso continuo соль минор
И.С. Бах Токката и фуга фа мажор BWV 540
Cарабанда и жига из Партиты для скрипки соло ре минор
Cоната для скрипки и basso continuo до минор

Фатима Лафишева – ведущая российская исполнительница на барочной скрипке, солистка барочной капеллы «Золотой век». Выпускница Московской консерватории (факультет старинного и современного исполнительского искусства). Барочную скрипку изучала также у М. Леонхардт, К.Майера и А.Штекка. Принимала участие в фестивалях «Возвращение», «Московская осень», «Четыре цвета времени», «Органные вечера в Кусково» (Москва), «Earlymusic» (Санкт-Петербург), а также в фестивалях старинной музыки в Брежице (Словения), Больцано, Модене и Сассуоло (Италия). Многократно участвовала в проектах московского ансамбля «The Poсket Symphony» и петербургского коллектива «Солисты Екатерины Великой». С 2002 года ведет активную концертную деятельность в составе барочной капеллы «Золотой век», выступая в самых крупных и престижных залах России, Европы и Азии, с такими музыкантами как А. Рудин, М. Росси, М. Пьеробон, М. Чанс, Б. Чаллог, В. Гиельми и др.

Мария Лесовиченко — органистка, клавесинистка. Выпускница лицея при Новосибирской государственной консерватории (класс фортепиано И.И. Берман, класс органа Н.В. Багинской, класс клавесина А.П. Недоспасовой) и Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского (класс органа А.М. Шмитова, занятия клавесином продолжила на факультете исторического и современного исполнительского искусства в классе А.О. Шевченко). Выступает с сольными концертами в залах и соборах Новосибирска, Томска, Москвы, Граца (Австрия), Кондопоги (Карелия), Светлогорска. Стажировалась в органных академиях в Хаарлеме, Гронингене (Голландия), Рингельхайме (Германия), Граце (Австрия), Монтизи (Италия). Участвовала в мастер-классах К. Стембриджа, М. Зандера, Г. Роста, М. Радулеску, И. Труммера, К. Руссе, Б. ван Асперена и др. Лауреат органных фестивалей-конкурсов в Санкт-Петербурге (2007 и 2010 гг., II премии), конкурса «Юный органист» (2009, II премия), конкурса Валерия Кикты (Москва, 2010, II премия), «Sancta Cecilia» (Красногорск, 2011, I премия), конкурса клавесинистов им. А. Волконского (Москва, 2013, III премия).

Шестой фестиваль «Органные вечера в Кусково» проходит в Москве с 23 мая по 29 августа. Инициатор и художественный руководитель фестиваля — органистка Елена Привалова-Эпштейн. Концерты проводятся по средам и субботам в Танцевальном зале Дворца музея-усадьбы Кусково, где установлен двухмануальный цифровой орган итальянской фирмы Viscount. Уникальные интерьеры архитектурного ансамбля, сохранившего облик загородной усадьбы XVIII века, создают особую атмосферу для восприятия музыки разных эпох и стилей. В программе фестиваля — выступления знаменитых российских и зарубежных органистов, звезд оперной сцены и исполнителей старинной музыки на «аутентичных» инструментах.

АДРЕС: Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково», Москва, ул. Юности, д.2
БИЛЕТЫ от 500 рублей можно приобрести в кассах усадьбы Кусково, и на сайтах билет-ных операторов:
Справки по тел.: +7 (926) 668-34-52
www.organconcert.ru