На сцене музея Владимира Высоцкого состоялась премьера очередного спектакля Школы «PostДрама» по рассказам В. М. Шукшина — «А у нас во дворе».

За несколько лет, что мне приходилось бывать на спектаклях этой театральной студии, заметила, что основной состав труппы преумножает мастерство, приятно видеть знакомые лица в новых ролях. Но отрадно, что прибывает и молодежь! И чувствуется, что это коллектив единомышленников, где каждый дорожит друг другом. Ролей хватит всем — и в спектаклях разных жанров. До сих пор пробирает дрожь от драмы (пожалуй, трагедии) по рассказу А. Куприна «Яма».

Режиссер Дмитрий Капранов дорожит каждым артистом, буквально пестует ростки его таланта и выбирает такие произведения, где не будет одной доминирующей роли, где каждый выход самобытен — со своей темой и краской. Так бриллиантики индивидуальностей окружают большой алмаз идеи и служат наиболее яркому ее воплощению.

С каким энтузиазмом играют на одной сцене новички и уже мэтры, люди разных возрастов и профессий! Они охотно сочиняют грим, приобретают аксессуары, спешат занятия, а значит — любят свои роли и студию.

Школа postдрама – Школа, в которой вы научитесь основам актерского мастерства, ораторскому искусству и пластической выразительности. Благодаря комплексному подходу в обучении трем базовым предметам Школа добивается высоких результатов. Вы  сможете вести себя в жизни уверенно и собранно, участвовать в спектаклях Школы на таких профессиональных площадках, как Дом Владимира Высоцкого на Таганке, ВШСИ Константина Райкина и других, а в целом — творить, анализировать, созидать свой образ. Обучение проходит на основе программ Школы-студии МХАТ, театрального института им. Б. Щукина (Щукинское училище) по методикам К. С. Станиславского и М. А. Чехова. Подробности на сайте post-drama.ru.

Итак, в зале Дома Высоцкого премьера. Сценарий написан по рассказам Василия Шукшина «Беспалый», «Один», «Вянет, пропадает», «Бессовестные», «Приезжий», «Срезал», «Други игрищ и забав», «Три грации». При входе вас доброжелательно встречают устроители, занятие мест свободное. Зрители тоже единомышленники, ведь пришли поболеть за своих. Все стараются друг друга пропустить, не хрустеть целлофаном букетов, пакетами с подарками, которые преподнесут от души, не щелкать фотоаппаратом. Опаздывать нельзя — этика Школы «Postдрама» предупреждает об этом на афише и билетах. Занавеса нет — видимо, тоже принцип режиссера. Но «четвертая стена», отделяющая сцену от зрителя, все же существует. Как бы ни поднимались вверх ступени партера, сцена для этого театра святое. Его актер всегда «на подиуме», «на высоте» — делится сокровенным, но учит и учится. Это также видно и в спектакле «А у нас во дворе».  Спектакль вроде и приглашает «в свой двор», но держит дистанцию. И временную тоже. Актерам удалось передать людскую открытость 60-х годов. Не столько платками-шалями-кепками-галстуками, сколько внутренним погружением в эпоху оттепели.

Весь спектакль как деревенское лоскутное одеяло — состоит из отдельных новелл, полных своей боли. «Чудиками» называл любимых персонажей писатель Шукшин. Это не «простые» советские люди, а каждый человек со своей чудинкой. Что и передали актеры, проживая эти роли. Некоторые из них успешно перевоплощались в разных персонажей (в одном выходе актриса мама, в другом она же дочь; то ты городской интеллигент, то деревенский рубаха-парень…). Стоит назвать их всех, так как, повторю, в спектакле нет главных ролей. А есть аура возрождающейся после войны деревни, но уже почувствовавшей возможность окрепнуть. Вот их имена: Илья Алексеев, Валерия Бровикова, Елена Головина, Павел Ермоленко,  Анатолий Заикин, Елена Иванова, Дмитрий Ламонов, Мария Лелекова, Татьяна Михеева, Александр Панкратов, Нелли Подгорская, Денис Поспелов, Анна Рахальская, Константин Рахальский, Никита Сахаров, Анатолий Семенов, Сергей Смородинов, Кирилл Широков.

Наиболее опытный студиец Анна Рахальская рассказала: «Школа «Post-drama» существует более восьми лет. За это время мы сыграли более 10 спектаклей. Сегодня у нас занимаются уже около 100 человек. Занятия проходят в знаменитой высотке на Котельнической наб., в больших светлых залах. Мы постигаем основы пластики, хореографии, ораторского искусств, мастерства актера, что позволяет достойно выйти на профессиональную сцену. Занятия очень раскрепощают. На моих глазах новички, порой закомплексованные люди, превращаются в лучших актеров студии — до такой степени происходит внутреннее и внешнее перевоплощение. Со мной занимаются и мои дети. Считаю, им очень поможет в жизни актерский опыт».

В премьере «А у нас во дворе» как раз было много новичков, вообще в первый раз вышедших на сцену. Она коварна, но с опытными, «матерыми» артистами не так страшно. Были оговорки, фонетические неточности, но вполне органичные в предложенных обстоятельствах. Несколько раз в зале звучал дружелюбный смех, особенно в проходах группы «пьяненьких» мужичков. После монологов хотелось аплодировать, но уважение к действу прерывало эти попытки. В общем, спасибо за глубокий, современный спектакль! Это ожившие страницы рассказов классика Василия Макаровича Шукшина и посыл обратиться к его творчеству.

На этой же сцене днями позже прошел уже снискавший признание спектакль «Homo monstrus». Это притча о современном мире и его несовершенствах, символичная зарисовка о личности и индивидуальности., где у каждого исполнителя была главная роль — маленькая, большая — не суть.

Сейчас, спасибо, немало театральных подмостков, где в свободное от работы время люди могут приобщиться к искусству театра, расти, делиться успехами с друзьями.  И каждый из них мог бы процитировать: «Любите ли вы театр, как я люблю его ?».

Елена МАРТЫНЮК

Фото Антона ЛЯПУНОВА