Сегодня в отечественном кинематографе снимается достаточно много проектов
в самых разных жанрах: детективы, боевики, мелодрамы, фэнтези, ужастики,
триллеры. Кинофильмов выпускается на любой вкус и бюджет. Но в последние годы
к огромному сожалению, стала очевидная зияющая пустота в – детском и
подростковом кинематографе. Снимать для детей и юношества сегодня очень
сложно. Конечно, попытки снять фильмы в этом направлении у наших
кинематографистов существуют. То одна студия, то другая, словно робкие весенние
подснежники мелькнут качественным детским проектом. Но так, чтобы это было
хорошо и много, не скажешь.
Поэтому фильм для подростков режиссера Ивана Капитонова, выпущенный в
2023 году, можно смело назвать «киношным бальзамом на сердце».
Фильм «Голова-Жестянка» получил приз прессы на Открытом Российском
Кинофестивале «Волгоградский факел». Фестиваль прошел при поддержке
администрации Волгоградской области. Президент фестиваля Сергей Новожилов.
Программный директор Александра Жукова.
«Голова-жестянка», название смешное и странное, но оно наглядно отображает
сложное душевное и моральное состояние девочки-подростка по имени Женя,
которую все прозвали «Жесть». Девочка пытается наладить гармоничные отношения
с окружающими, но в силу некой инфантильности, множества внутренних
противоречий, и возможно подросткового эгоизма, у нее это слабо получается. У
Жени слишком много завышенных требований к своим близким, а к себе она не так
строга. Вполне знакомое явление в подростковой среде, сверстникам будет легко
узнать в главной героине себя, тем самым фильм, показывающий эту проблему, и
интересен.
Но самое удивительное то, что серьезная и актуальная тема подана весело,
остроумно, без всякого надрыва и агрессии. Подростки в фильме говорят, как в
жизни, и мы видим, что диалоги между ровесниками сняты совершенно без мата и
пошлости, и все смотрится очень естественно. Присутствует некий сленг, сквозь
который мы видим протест и возмущение, но в целом подростковая история
обошлась без нецензурных выражений, что уже приятно. Этот фильм может быть
интересен молодому поколению тем, что они узнают в фильме свою ситуацию, а
также отношения между сестрами и братьями им очень знакомы. Это кино именно
про сегодняшнюю молодежь и про их реакции на происходящее. Картина с каждой
минутой затягивает, завораживает и зритель погружается в некое приятное
созерцательное состояние, настолько это кинополотно дышит жизнью. В чем же
секрет «Головы-жестянки»?
«У подростков часто зашкаливают эмоции, – делится своим мнением продюсер
картины Татьяна Яковенко, – и они порой с этими эмоциями не могут справиться.
Наш фильм помогает, он поддерживает, дает какое-то ощущение гармонии и во
многом объясняет почему происходит подростковый бунт. У меня была одна
знакомая девочка, она говорила: «В этот период все становятся противными и я,
наверное, буду тоже противной, и мне так этого не хочется. Ребята сами понимают,
что в этот момент они не подарок, и страдают от этого, нам очень хочется им
помочь».
А еще в истории рассказывается, как главная героиня пытается спасти свою
первую любовь, и дать ей шанс на возрождение. Многим взрослым людям она могла
бы послужить примером. С ней также согласна продюсер Татьяна Яковенко: «Иногда
кажется, что первая любовь проходит и на смену ей придет вторая и третья, но так
получается, что ничего не приходит. И тогда через двадцать лет люди пытаются найти друг друга в соцсетях и вспомнить свою любовь, поэтому надо беречь свое
первое чувство».
Что касается режиссуры и актерской игры – она на должном уровне, все снято и
сыграно профессионально, порой актеров принимаешь за настоящих школьников.
На роль главной героини был огромный кастинг, коллегиальным решением была
выбрана именно молодая актриса Варвара Володина, которая прекрасно
справилась со своей задачей.
В картине виртуозная работа художника- постановщика Златы Калминой, много
любопытных деталей, а также выбор интересных локаций под Сочи поражает своей
неординарностью, зритель в кадре видит самую настоящую «Маленькую Венецию».
Мастерски и к месту сделана компьютерная графика. Можно добавить, что вся
съемочная команда состояла из молодых кинематографистов, поэтому слаженная команда оказалась на одной волне, что и сделало картину весьма удачной. Тема и проблемы, поднятые в фильме актуальны и злободневны, и решены ребятами грамотно и профессионально.
Жаль, что о ней так мало пишут, но есть надежда, что она со временем сама
пробьет себе дорогу к зрителю.
Анжела Якубовская