Время… Сюжеты… Мысли…

Новая книга «Литературные странствия: Время… Сюжеты… Мысли…» народного писателя, заслуженного журналиста и общественного деятеля Азербайджана Эльмиры Ахундовой – это очередная документальная мозаика, составленная из портретов ярких личностей современной эпохи. 

Своим творческим трудом они обогатили нашу историю, сыграв немаловажную роль в культурной, политической и общественной жизни страны, укреплении международного имиджа Азербайджана. Интересно, к какому жанру литературы можно отнести данное издание достоверных, значимых для страны сведений? Я бы наделила его статусом дидактического материала по современной истории и рекомендовала для изучения в школах и вузах.

Словом народный писатель Эльмира Ахундова владеет, конечно же, в совершенстве. Правда, художественной литературы из-под ее пера, к моему сожалению, вышло не так много. Видимо, как человек, ответственный по роду своей деятельности, она привыкла апеллировать к фактам и потому – сторонник реалистической прозы. Ведь даже нашумевший в свое время и получивший несколько премий ее детективный роман «Смерть полиграфиста» (2001) был основан на реальных событиях и написан в формате реального расследования.

Академик Иса Габиббейли, один из героев книги «Литературные странствия…», справедливо отметил, что Эльмира Ахундова является основоположником совершенно нового жанра в истории азербайджанской литературы – документально-биографического романа-исследования.

Речь идет о многотомном издании «Гейдар Алиев. Личность и эпоха», который она создавала целых 10 лет и который считает главным проектом своей жизни.

Как сказал известный казахский поэт и общественный деятель Олжас Сулейменов, «гораздо проще было бы за это время написать роман, где позволяется дополнить документальную истину вымыслом. Но Эльмира решила записать подлинные рассказы современников о настоящем герое незабываемой эпохи».
Стиль написания романа-исследования «Гейдар Алиев. Личность и эпоха» довольно оригинальный, в чем-то приближает его к художественной литературе. Однако установка на подлинность, четкое соотнесение текста с реальностью не позволили автору воспользоваться теми приемами, что допустимы в художественной литературе. Ибо вымысел здесь неуместен. Но именно авторское присутствие (размышления, лирические отступления и живые эмоции) превратили документальное повествование в захватывающее чтиво.

Так же непринужденно и объек­тивно ею описан портрет Президента Азербайджана Ильхама Алиева в книге «Ильхам Алиев. Портрет Президента на фоне перемен».

В целом можно сказать, что Эльмира ханым оказала всем нам, и в первую очередь подрастающему поколению, будущим дипломатам, политикам, культурологам и зарубежным исследователям неоценимую услугу: обстоятельно нарисовала реальные портреты наших главных руководителей, а в их лице, по сути, портрет Азербайджана, его менталитет и культуру.

С неизменным пиететом она рассказывает в книге «Литературные странствия…» о людях, с которыми ей посчастливилось познакомиться благодаря своей журналистской или общественной работе. Кажется, что чуть ли не в каждом из героев книги она нашла частицу себя, ведь чаще всего знакомство затем перерастало в крепкую дружбу на долгие годы. У большинства героев и правда много общего с автором – непоколебимая преданность избранной профессии, истовый трудоголизм и безмерная любовь к Родине – Азербайджану.

Это, например, академик Рафига Алиева, создавшая целую школу и обогатившая любимую науку химию ценными исследованиями. Или публичный человек, истинный бакинец и книжный наставник детей Бахрам Багирзаде, а также Юсиф Самедоглу, человек «с мягким характером, но твердыми жизненными принципами». Тронула трагическая судьба бунтаря и правдолюбца Али Кафарова, талантливого автора многочисленных самобытных «абшеронских рассказов», сценариста известного фильма «Фламинго, розовая птица».

Вызывают интерес статьи об аксакале азербайджанской литературы Видади Бабанлы, народном писателе, драматурге и общественном деятеле Эльчине, а также о народном писателе Натиге Расулзаде, которым удалось достучаться до сердец многомиллионной аудитории читателей еще в советскую эпоху и остаться мэтрами литературы по сей день.

Врезались в память строки стихотворения народного поэта Вагифа Самедоглу:

Свобода – это не позерство,
А как и прежде – эшафот,
Где ни приятельства, ни дружбы,
Великая до униженья
Свобода требует не службы,
Служенья.

Каждый из героев антологии представляет особый интерес для читателя. В книге тепло рассказывается об ученом, настоящем подвижнике Арифе Гаджиеве, внесшем в азербайджанское литературоведение весомый вклад, коим являлся и Сиявуш Мамедзаде, тонкий поэт и талантливый переводчик.
Их современник – яркий представитель поколения «шестидесятников», стильный, всегда новый и всегда узнаваемый Анар, председатель Союза писателей, но прежде всего блестящий литератор и философ. Его эпическая сага «Деде Горгуд» поистине национальное достояние.

Садиг Зейналоглу осуществил колоссальную работу, написав документальное свидетельство – книгу об ужасах армянского фашизма.

Понравилась рецензия Эльмиры Ахундовой на книгу профессора Теймура Ахмедова – ученика, собирателя и исследователя богатого литературного наследия Мирзы Ибрагимова, ее рассуждения по поводу литераторов советского периода.

«Сейчас кое-кто из молодых в революционном порыве пытается сбросить с корабля истории видных представителей отечественной культуры советского периода, – пишет Эльмира ханым в рецензии. – Только на том основании, что они, видите ли, были коммунистами и работали на благо советской империи. Глупости! Своими деяниями, своим подвижническим трудом такие личности, как Мирза Ибрагимов, закладывали фундамент будущего независимого Азербайджана. Он был духовной, нравственной опорой, помогавшей народу выстоять, выжить и сохраниться как нации».

Участь «изучения с пристрастием» представителями молодого поколения, видимо, постигнет еще не одного азербайджанского представителя литературы, культуры, науки или искусства, особенно тех, кому «посчастливилось» жить и творить в советскую эпоху. Если, конечно, у них не окажется такого «адвоката» с солидным багажом доказательств, как, к примеру, Вилаят Гулиев. Дипломат Гулиев в свободное от профессиональной деятельности время занимается популяризацией наследия выдающегося публициста, азербайджанского журналиста конца XIX – начала XX века Ахмед бека Агаоглу (Агаева). Ведь публицистика Агаоглу создает живописное полотно, показывающее, чем жил и дышал Азербайджан начала XX века, как трансформировалось сознание простых людей и какого культурного и экономического прорыва на самом деле добилась к тому времени «окраина» царской империи.

Не обойден вниманием автора в книге «Литературные странствия…» и профессор Гасан Гулиев, активно занимавшийся популяризацией азербайджанской литературы и отбивший охоту у западных претендентов на присвоение творческого наследия эмигранта «первой волны», ориенталиста Мухаммеда Асадбека. Гасан Гулиев смог доказать, что все богатое творчество этого автора целиком и полностью принадлежит Азербайджану, а также установил тот факт, что именно Асадбек является автором известного романа «Али и Нино».

Любопытно было читать о человеке, профессия которого редко становится объектом публичного внимания, но от одного слова которого может зависеть судьба отношений между странами. Это дипломат высочайшей пробы Вахдат Султанзаде, сыгравший важную роль в процессе сближения Турции и Азербайджана, способствовавший «облагораживанию климата межгосударственных отношений». Иностранные коллеги-дипломаты отмечали его особый коммуникативный талант и обширный культурный кругозор.

Автор с грустью вспоминает «русского азербайджанца», директора агентства «Интерфакс-Азербайджан» Александра Иванова, патриота своей страны, человека большой души и с нелегкой судьбой.

Его однофамилец россиянин Рудольф Иванов, профессор, участник ВОВ, написал серию книг о воинской славе Азербайджана и настаивал на присуждении Баку статуса города-героя. Людмила Лаврова, российская писательница и переводчица, перевела на русский язык немало произведений азербайджанских авторов. Арье Гут, политический обозреватель в СМИ Израиля популяризировал культуру нашей страны и поддерживал Азербайджан в вопросе непростых отношений с соседями-армянами. «Азербайджан – моя родина, и я не могу оставаться в стороне», – заявлял наш соотечественник.

Сюжет, повествующий о многолетней дружбе с известным казахским поэтом Олжасом Сулейменовым, проникнут искренним восхищением, теплом и уважением к этому маститому литератору с чуткой душой. Недаром первые три тома романа-исследования Эльмиры Ахундовой «Гейдар Алиев. Личность и эпоха» сопровождались вступительным словом О.Сулейменова.

Меня как журналиста особенно заинтересовали портреты трех выдающихся женщин-журналистов, стоявших у истоков независимой азербайджанской прессы, бесстрашно поднимавших острые темы в годы развала СССР и безвластья в респуб­лике, а самое главное – крепко поддержавшие в СМИ нашего лидера Гейдара Алиева. По удивительному стечению обстоятельств они являются тезками – это Эльмира Ахундова, Эльмира Ахмедова и Эльмира Алиева.

Эльмира Алиева еще при жизни стала легендой азербайджанской журналистики, много лет она возглавляла новостное агентство АЗЕРТАДЖ.

В книге приводится следующий факт о журналисте Эльмире Ахмедовой. В 1990 году она первая взяла интервью у Гейдара Алиева, пребывавшего, как известно, на родине, в Нахчыване в условиях жесточайшего прессинга со стороны тогдашних властей. Обойдя несколько редакций на предмет публикации интервью и везде получив отказ, Эльмира Ахмедова все же нашла единомышленника в лице главреда журнала «Улдуз» Аббаса Абдуллы. Несмотря на категоричный запрет и даже шантаж, он опубликовал в своем журнале интервью опального политика Алиева, в силу и политическую мудрость которого верил всегда. Эльмира Ахундова со своей стороны добилась опубликования собственного интервью с Гейдаром Алиевым в популярной московской газете. На тот момент все это было очень важно и очень своевременно.

Поистине мудра азербайджанская пословица: «Обопрется храбрец на народ – все дороги легко пройдет».
К этой элитной журналистской группе я бы причислила еще одну не менее выдающуюся женщину, о которой упоминается в книге «Литературные странствия…» Она даже не публицист, а, скорее, исследователь человеческих душ с тонкой интуицией и огромным жизненным кругозором. Это Галина Микеладзе, которая сделала республике щедрый подарок – издала книгу о выдающихся женщинах современного Азербайджана.

В череде женских образов впечатляет решительная Сария Абильгасанова, организовавшая женсовет ПЕА в поддержку Гейдара Алиева в 1992 году (Гейдар Алиев стал Президентом 3 октября 1993 года). В октябре 1994 года бесстрашная патриотка Сария ханым была в числе тех, кто отправился на базу ОМОН на 8-м километре, чтобы уговорить братьев Джавадовых сложить оружие.

Отмечена в сборнике и Зарифа Салахова, владелица единственной в мире коллекции миниатюрных книг, занесенной в Книгу рекордов Гиннесса.

Я польщена вниманием, которое оказала моему творчеству Эльмира ханым, написав рецензию на роман Tabula rasa (вышел под псевдонимом Aleksa May в 2017 году). В нем заключаются семь лет моей жизни, «проведенные» среди зороастрийцев. Мне кажется, больше никто в таких подробностях не расскажет об их религиозных традициях, обычаях и повседневном укладе. Книга была переиздана в 2019 году и теперь называется «Один из семидесяти». Она вышла под моей настоящей фамилией Марина Мурсалова и уже гуляет по Интернету.

Послесловие…

Заслуженный журналист и народный писатель Эльмира Ахундова, воспользовавшись своим обширным профессиональным архивом, создала замечательную антологию о современниках – книгу «Литературные странствия: Время… Сюжеты… Мысли…»

Больше чем уверена, что на этом золотая коллекция портретов незаурядных и выдающихся личностей, накопленная Эльмирой ханым за время ее многолетней непрерывной работы, не заканчивается. Так что будем надеяться, продолжение следует…

Марина МУРСАЛОВА

Источник: Бакинский рабочий