Ни для кого не секрет, какие разительные перемены претерпел театр в последнее время. Теперь уже практически ни на одной сцене не встретить хрестоматийных прочтений классических произведений, все больше набирают обороты оригинальные и нестандартные прочтения пьес гениальных писателей. 

 Не увидели мы классического варианта и на сцене театра «Школа современной пьесы». Впрочем, оригинальность спектакля «Русское горе… от ум»» также осталась под большим вопросом. Русское горе вполне прослеживается невооруженным глазом, а где же ум? То ли молодые актёры не смогли реализовать глубокий творческий замысел режиссёра, то ли постановка сама по себе довольна поверхностна…

Все действия и события, сложные взаимоотношения между персонажами, равно как и незыблемые фразы, произнесённые со сцены, были условно перебраны, упомянуты вскользь. Кроме того, поверхностна и ровна вся сюжетная линия спектакля: лёгкая, неглубокая, пресная. Конечно, данной «провокационной постановке» не помешало бы добавить больше острых шуток, местами переходящих в некий фарс или абсурд, а с другой стороны раскрасить её контрастом глубины и драмы, что позволило бы зрителям испытать смешанные чувства и эмоции, то лёгкого юмора и иронии, то проникновенности вибраций из самой глубины души персонажей.

Здесь зритель лишь побалован неожиданным и не совсем уместным музыкальным отступлением с явной примесью чёрного юмора (про груз 200).

В общем, наверное, именно про такие постановки и говорят: «Актёры поигрывают, а зрители посматривают».

Оформление также не вполне удовлетворило эстетические ожидания зрителя: тьма и мрак, созданная декорациями и одеждой сцены, из которого периодически всплывают фигуры актёров, чтобы опять утонуть в непроглядной мгле кулис, а иногда зритель слышит просто голоса из ниоткуда. И здесь не разглядеть ни лиц актёров, ни насладиться их эмоциями…

Оригинальна и свежа идея появления на сцене технических работников театра (особенно уборщиц) во время финального поклона, хотя и немного бессмысленна, так как данное действие было преподнесено также пресно и невкусно.

Обобщая выводы, можно сказать, что спектакль «Русское горе… от ума» мог бы успешно ставиться в театральных кружках общеобразовательных школ и детских культурных учреждений. Но для сцены профессионального театра, на мой взгляд, нужны более сложные творческие решения.

Впрочем, спектакль можно рекомендовать к просмотру городским обывателям, уставшим от бесконечной изнурительной суеты этой жизни и желающим полностью расслабить нервы и разум, и не напрягать их до самого конца постановки…

Мария Руссо

Фото Андрея Князева