18 февраля в прокат выходит фильм «Дочь тьмы». Его пресс-показ в Каро-Атриум организовало агентство ProfiСinema.

Молодой режиссер и продюсер Ростислав Мусаев, представляя фильм, охарактеризовал его как мистический триллер, задуманный на тему добра и зла после посещения им монастыря чудотворца Серафима Саровского. Адресована «Дочь тьмы» преимущественно юной аудитории с воспитательной точки зрения. Рейтинг 16+. Но жанр страшилки выбран, очевидно, с целью привлечь как можно больше зрителей – возраста самого разного. В морозные, снежные дни приятно полюбоваться великолепной снятыми пейзажами лета – на их  фоне horror выглядит особенно «впечатляюще».

Синопсис картины гласит: «В одной из уездных русских деревень 19 века народ с почестями встречает очаровательную невесту барина Аделаиду. Все, от мала до велика, поражены её красотой и очаровательной любезностью. И всё же, что-то таится в светлом облике этой прелестной девушки. Есть в ней нечто сокрытое и порабощающее. Лишь один человек сможет не поддаться искушению перед её уловками — тот, которого все считают не от мира сего… В схватке тёмных и светлых сил сойдутся городская красавица и деревенский блаженный Иван. От исхода этого поединка будет зависеть будущее всех жителей деревни».

Блаженный Иван (актер Юрий Рязанов, в титрах Георгий Витязев) — воплощенная совесть —  повторил судьбу Серафима Саровского: был избит теми, кому служил, повторяя: «Не ведают, что творят». Если бы фильм был поставлен как притча (что, очевидно, и задумывалось), он возымел бы большее и духовное, и художественное значение. Но смакование «кровяных» сцен там преобладает. Сделано 700 копий фильма – немало, «прокатит» ли в прокате «коктейль» притчи и ужастика покажет время. Если коммерческая цель будет достигнута, то не факт, что не затеряются божьи заповеди. А они разлиты во всех сюжетах фильма: не убей, не укради, не прелюбодействуй, почитай родителей, возлюби ближнего, как самого себя…)

Но наряду с божественными постулатами в фильме немало философских рассуждений-антагонистов (сценарист Вадим Тартаковский) из уст искусительницы Аделаиды (неподражаемая Анастасия Веденская): «В падшем человеке есть такие высоты!», «Грязь в людях есть и будет всегда, пусть на самом дне, как с болоте», «Люди не видели, но «знают», «говорят»)…

Очень понравился образ крестьянки Любы – это первая большая роль Аксиньи Олейник. Он сродни образу ее тёзки – Аксиньи из «Тихого Дона» — свободная, красивая, страдающая, желающая правды. Но тут же возникает ассоциация с фильмом «Угрюм-река» (встреча  с медведем). Вообще, отсылов к другим картинам и произведениям достаточно, начиная с лубочной картинки деревни, костюмов персонажей, схожих с облачением героев фильма «Холоп» (К. Шипенко). Прямая аллюзия в сцене с праздником с балом Сатаны («Мастер и Маргарита», в визитах на поклон к блаженному («Остров» П. Лунгина). Но до уровня детектива «Змеиный источник» Н. Лебедева) и первого в СССР фильма ужасов «Вий» далековато. Символика чистого источника, над которым трудился блаженный Иван – нарочитая символика (вспомним «Прошлым летом в Чулимске» Вампилова, когда Валентина поправляла ежедневно забор). И пьет водицу из крынки как раз самый рьяный палач.

Понравились работа, хотя и небольшая, Сергея Горобченко (помещик). Очень убедителен в роли управляющего Виталий Филипповых (актер театра «Гоголь-центр». Они на своих местах, остальных актеров можно было бы и заменять без ущерба.

Капризность, разрушительность искусительницы Аделаиды (Анастасия Веденская) живы, узнаваемы и поныне. Анастасия Веденская и в образе современной девицы (конечно, Анжелы), хищной, бесцеремонной, очень органична. Но и этот перенос в наши дни джипа, а не кареты не нов.

Как рассказала прокатчик Мария Рязанцева, фильм снят в минимальные сроки – летом 2019-го, и на минимальные средства. «Безумству храбрых (М. Горький), поем мы песню!

Елена МАРТЫНЮК