Александр Петров: «Когда занимаюсь фильмом, я ни о чём другом не могу больше думать»Лауреат Государственной премии России (1990,1995), премии «Триумф», член Международной ассоциации аниматоров (АСИФА) и Американской киноакадемии, член Совета при Президенте РФ по культуре и искусству, почётный профессор ВГИКа, единственный академик-мультипликатор Российской академии художеств, обладатель награды «Оскар» и четырежды номинированный на «Оскар», а также лауреат многих престижных российских и зарубежных премий – это далеко не полный список достижений и наград известного режиссёра-мультипликатора, заслуженного деятеля искусств Александра Константиновича Петрова.

На сегодняшний день на счету Петрова два десятка фильмов, снятых на разных киностудиях – в Ереване, на Урале, в Москве, Монреале, Ярославле. Среди самых известных работ: «Корова», «Кот в колпаке», «Сказочка про козявочку», «Добро пожаловать!», «Сон смешного человека», «Русалка», «Старик и море» («Оскар» в 2000 г.), «Моя любовь» и др.Это настоящий мастер, творчество которого востребовано как взрослыми, так и детьми.

На юбилейном XXV кинофестивале «Золотой Витязь» в Севастополе заслуженный деятель искусств России Александр Петров стал в третий раз лауреатом высшей награды фестиваля – Золотой медали С.Ф. Бондарчука «За выдающийся вклад в кинематограф».

Наш корреспондент встретилась с Александром Петровым во время его творческой встречи со зрителями в кинотеатре «Победа», где он показал собравшимся свои лучшие мультфильмы, сопровождая подробными рассказами об истории их создания, оригинальной технике, отвечал на вопросы зрителей. По окончании творческого вечера наш корреспондент побеседовала с Александром Константиновичем.

— Вы с детства любили много рисовать, и даже, кажется, первый свой приз получили в десять лет?

— Да, было такое дело. Я принимал участие в детском конкурсе на лучший рисунок на асфальте, и за первое место в этом конкурсе получил приз – фотоаппарат «Чайка-М».

— А что вы нарисовали?

— Тема конкурса была «Миру – мир!». И я нарисовал солдата с ребенком на руках копируя всем известную скульптуру в «Трептов-парке», которую я видел на картинках. Я тогда совсем не думал о наградах. Просто любил рисовать и получал удовольствие от самого процесса.

— Потом вы еще в школе разрисовывали стены …

— О, это было тоже так давно. У нас в школе была учителем физкультуры женщина. Она была хорошим организатором, мы все её очень любили. Зная о моём увлечении рисованием и, видимо, заметив мои какие-то способности, однажды она поручила мне расписать стены спортзала. Мне было тогда всего тринадцать лет. И учительница моя, конечно, сильно рисковала, давая мне такое задание, учитывая мой возраст. Ну, а я был горд, что мне доверили такую серьёзную работу. Она дала мне краску бордового цвета (другой у неё не было), а стены были жёлтые. И еще дала марки с изображением известных спортсменов, с которых я их должен был срисовать в увеличенном виде. Вот, исходя из этих возможностей, мне пришлось творить свои «шедевры».
Все каникулы я без устали трудился в спортзале. Я был так увлечён этой работой, что она мне даже стала по ночам сниться. И однажды мне приснился страшный сон, что кто-то закрасил все стены зелёной краской и все мои работы пропали. Как сейчас помню эти ужасные страдания во сне, я переживал, что все мои труды пропали, и, что никто теперь так и не увидит мои работы. Это был кошмар! Какая же была радость, когда я утром проснулся, и понял, что это был лишь сон. И когда кончились каникулы, и все увидели мои расписанные портреты на стенах, я был героем дня, меня все поздравляли. С тех пор меня постоянно привлекали в школе ко всяким художественным работам, оформлять стенгазеты, рисовать декорации к спектаклям и т.п.

— Расскажите, пожалуйста, как вы пришли в анимацию?

— Я начинал как художник-живописец, окончив в 1976 году Ярославское художественное училище. Потом увлёкся анимацией и поступил во ВГИК на художественный факультет, чтобы заняться анимацией, и начал снимать анимационное кино. Фильм «Корова» по одноимённому рассказу А.Платонова – это мой дебют. В фильме – это мои воспоминания о детстве. Мне было 27 лет, когда я снимал этот фильм. Я постарался все мои детские ощущения передать на экране. В ней много портретов моей родины, вещи, которые мне дороги и которые во мне живут до сих пор и согревают меня. Дело в том, что до пяти лет я жил в деревне у бабушки, и у нас была корова. Поэтому история с коровой мне была хорошо знакома и до боли понятна. И сцена с поездом, с рельсами тоже знакома, она до сих пор постоянно преследует меня в моих снах. Эта тема занимает большую часть моей жизни. И как мне кажется, помогла сделать картину убедительной. Хотя поначалу история долго не складывалась. Я не знал, как соединить взаимоотношения коровы и мальчика. Корова должна погибнуть, мальчик должен что-то видеть и понимать – как страдает и мучается корова. И постепенно, за полтора года моих усилий все это как-то сложилось.

Честно говоря, для меня было совершенно неожиданно, когда картина получила приз – сначала в Варне, на фестивале в Болгарии, потом буквально через два месяца её пригласили в киноакадемию в Лос-Анджелес на соискание премии «Оскар». Я вообще тогда не понимал, что такое «Оскар», Лос-Анджелес, но съездил на разведку. Я, конечно, очень переживал, что картина не получила статуэтку, которую к тому времени уже стала для меня желанной. Меня немножко раззадорило то, что приз получила не моя картина, а очень хороший фильм талантливых немецких режиссеров. И всё же было немного обидно. Не то, чтобы я жаждал славы. Просто так складывалось, что каждый раз я приезжал в Лос-Анджелес с очередной номинацией на награду и уезжал ни с чем, пока не получил «Оскар» с фильмом «Старик и море».

— Техника, в которой сделаны ваши фильмы, уникальна. Могли бы вы немного приоткрыть завесу этой оригинальной технологии для наших читателей?

— Техника, в которой я работаю, называется среди специалистов «живописью на стекле» или «ожившей живописью». Кто-то еще называет её «пальцевая живопись». Но мне это название не очень нравится, хотя оно верно передает суть работы. Конечно, это не единственный способ создания образов. В арсенале у аниматоров много других приёмов, техник и материалов. Это может быть и песок, и глина, и просто вырезанные бумажки, и какие-то рассыпанные предметы. Все это наши инструменты. А поскольку я по первому образованию художник-живописец, так получилось, что для меня именно живопись осталась главной. Подобная техника отличается от основной тем, что изображение рисуется масляной краской на стекле, подсвеченном снизу светом. И каждая новая картинка – новый кадр, то есть следующий кадр – это восстановленный предыдущий стертый кадр. Живопись по сути этим и отличается от всего остального. Здесь нельзя заранее заготовить работу или распределить ее на десятки рук. И приходится под камерой рисовать пальцами каждый новый кадр, стирая предыдущий. Работа довольно монотонная, кропотливая. Это техника одного человека. О которой, наверное, в принципе мечтал Андрей Тарковский, говоря, что в идеале фильм – это фильм, сделанный режиссером-одиночкой. Это, что касается изображения. Ну, а звук – это, конечно, работа большой группы людей.

— В своих работах вы показываете мастерское владение изысканной техникой, проявляя при этом яркую способность говорить на языке анимации о важных человеческих проблемах. Например, фильм «Сон смешного человека» по рассказу Достоевского вы подняли до уровня мощной философии писателя, обогатив литературную основу пластической образностью анимации. Ваша картина заслуженно получила множество высших мировых наград, поставив вас в ранг мэтров современного анимационного искусства.

— Спасибо. Фильм действительно получил много наград, чему я очень рад. Мне очень дорог этот фильм, он явился, как бы отправной точкой в моём творчестве. «Сон смешного человека» моя вторая работа. Этот рассказ Ф. Достоевского меня давно привлекал, и стал для меня своего рода программной вещью, которую мне очень хотелось сделать. Ради этого я, собственно, и пошел учиться режиссуре.

— В разное время вы были обладателем трёх наград «Золотого Витязя». В этом году на юбилейном «Золотом Витязе» вы стали первым аниматором, удостоенным самой высокой награды – «Золотой медали имени С.Ф.Бондарчука «За выдающийся вклад в кинематограф». До этого её получали такие крупнейшие режиссёры мира: Анджей Вайда, Кшиштоф Занусси, Тео Ангелопулос, Сергей Бондарчук, Вадим Ильенко, Никита Михалков, Александр Сокуров… А теперь и вы в этом авторитетном списке выдающихся деятелей искусства.

— Что сказать? Это, конечно, делает мне честь. Сделаю всё, чтобы не уронить доверие.

— Вы четырежды были номинированы на «Оскар», и, наконец, ваша картина «Старик и море», получившая 15 высших премий различных фестивалей, и среди них – в категории «Лучший короткий анимационный фильм» – премия Американской киноакадемии «Оскар» (2000). Вы единственный в нашей стране мультипликатор, удостоенный такой высокой награды. Что вы чувствовали, когда получали её?

— Сначала я даже не поверил. Я несколько раз приезжал в Лос Анджелес, как номинант на «Оскар», но ничего не получал, и вдруг, слышу, объявляют мою фамилию. Сначала я был ошарашен, думал, может, ослышался, ну, а потом, не скрою, испытал огромное чувство радости, удовлетворения за себя, за свою страну, за признание и высокую оценку Российской школы анимации.

— Расскажите, как вы работали с сыном в тандеме?

— Когда я приступил к фильму «Старик и море», по разным объективным причинам проект не мог состояться в России, и нужно было ехать на два года в Канаду, потому что он только там мог состояться. Наш сын тогда учился в художественном училище, и ему пришлось брать академический отпуск, чтобы ехать с нами в Канаду. Я не рассчитывал на него, просто нам не хотелось оставлять здесь его одного, я думал, что он там будет заниматься самообразованием, писать этюды. Но он там заинтересовался моей работой, и предложил мне свою помощь. Я дал ему интенсивный курс по основам мультипликации, и он быстро втянулся. У него очень хорошо пошли дела. Он делал так, как чувствовал, и мне понравилась его работа. Многие сцены он рисовал потом уже полностью самостоятельно и часто даже стал меня заменять. Это здорово ускоряло процесс работы, для меня это была идеальная поддержка.

— В итоге он стал мультипликатором?

— Не полностью, он и тут, и там себя реализует, он хороший живописец, график, участвует в выставках. Но и мультипликацию тоже не забывает.

— Вам не хотелось уезжать из Канады, ведь вам после получения «Оскара» предлагали остаться на Западе, сулили хорошие условия для работы, студии, большие деньги?

— Мне, конечно, там очень нравилось, и сама страна, и условия для работы, но, тем не менее, мне и моей семье хотелось скорей вернуться домой, на родину. Наше место здесь, в России. Я это говорю совершенно искренне.

— Где вы находите сюжеты для своих мультфильмов?

— В основном, большинство историй для своих сюжетов, я беру из классической литературы.

— У вас какое-то время был в работе простой, и вы взялись иллюстрировать книги. Вам нравилась эта работа?

— Да, я с удовольствием одно время иллюстрировал книги. Сделал иллюстрации к детским книгам – «Старик Хоттабыч», «Борьба за огонь», ещё несколько исторических книг проиллюстрировал. Но работа эта трудоёмкая, отнимает много времени от моей основной работы, и я её потом оставил, хотя предложения поработать много раз поступали. Просто катастрофически не хватает времени. Когда я занимаюсь фильмом, я уже ни о чём другом не могу больше думать, полностью погружаюсь в него.

— Вы набирали в Ярославле курс мультипликаторов для обучения, что из этого получилось?

— Да у нас было два набора, готовили для нашей студии мультипликаторов. Я приглашал преподавателей, которые читали им классических курс по основам анимации, потом были практические занятия в студии, где они принимали участие в работе над фильмами, уже как полноправные аниматоры, ретушёры и пр. Так мы готовили себе смену. Но на третий набор к нам пришёл слишком слабый контингент, они ничего не успевали, не справлялись с поставленными задачами. И мы больше уже, к сожалению, не набираем ребят.

— Чем вы занимаетесь в свободное время?

— Мне хочется заниматься живописью без каких-либо обязательств. Я стараюсь рисовать моих друзей, близких, люблю писать портреты. Это тренинг, конечно, эти работы я не выставляю. У меня были выставки по городам России, они были посвящены мультфильму «Моя любовь».

— Я знаю, что вы даже успели сняться однажды как актёр в фильме «Достоевский» в роли художника. Вам это понравилось?

— Да, мне понравилось, всегда интересно узнавать что-то новое, приобретать новый опыт, но если пригласят ещё сниматься, я не соглашусь. Я не вижу себя в роли актёра, нужно к этому соответствующее призвание.

— В 2003 году вы сняли фильм на стихи японского поэта Басё «Fuyunohi», вошедший в сборник «Зимний день», а в 2006 году – «Моя любовь» по роману Шмелёва. Эта лента получила 14 престижных наград, в том числе Гран-при XII открытого фестиваля российской анимации в Суздале, фестиваля «Послание к Человеку», Приз публики на XI Международном фестивале анимационных фильмов в Японии, стала лауреатом премии «Ника» и также была номинирована на «Оскар».У вас количество призов в несколько раз больше количества ваших фильмов, не так ли? Ведь, что ни фильм – то букет призов. Просто невероятно. У вас не кружится голова от всего этого?

— Да нет, не кружится. Мне, конечно, приятно, что мои работы высоко оценивают, но это и налагает большую ответственность, нужно постоянно соответствовать этим высоким требованиям, оценкам, и не снижать уровень работ. Это обязывает быть всегда в творческом тонусе, к чему я и стремлюсь.

— Николай Петрович Бурляев, пересмотрев однажды всю вашу анимацию, назвал вас Тарковским в анимации, художником, раздвигающим горизонты. Как вы прокомментируете эти его слова?

— Это, конечно, высшая похвала, какая только может прозвучать из уст Николая Петровича. Что вам сказать? Я буду стараться оправдывать эту оценку всем своим творчеством, буду трудиться не покладая рук.

Беседовала Фаина Зименкова, фото Натальи Тендора

Александр Петров: «Когда занимаюсь фильмом, я ни о чём другом не могу больше думать»
Александр Петров: «Когда занимаюсь фильмом, я ни о чём другом не могу больше думать»
Александр Петров: «Когда занимаюсь фильмом, я ни о чём другом не могу больше думать»
Александр Петров: «Когда занимаюсь фильмом, я ни о чём другом не могу больше думать»