Анар Юсифов: «Мы приобщаем российского зрителя к азербайджанской музыке» Так называемая эстрадная скрипка всегда была популярна. Виртуозы заставляют ее плакать и смеяться, зажигать и вдохновлять, побуждать к веселью и танцам, вселять любовь к жизни и самой музыке. Именно в этом находит чарующую силу этого музыкального инструмента наш соотечественник, скрипач-виртуоз Анар Юсифов.

— Почему вы выбрали именно скрипку?

— Мама была большой поклонницей этого музыкального инструмента, она и предопределила мой выбор. Сейчас я очень ей признателен, потому что иначе моя жизнь сложилась бы по-другому. Мне же очень нравится то, чем я занимаюсь.
В Бакинской средней специальной музыкальной школе имени Бюль-Бюля моим первым учителем оказался именитый азербайджанский скрпиач-виртуоз Азад Алиев. Ему я обязан своей любовью к скрипке.

В детстве увлекался еще и футболом, даже выступал на юношеских чемпионатах Азербайджана. Но когда настало время сделать выбор, я попрощался с футболом. Дело в том, что скрипка отнимает все твое время. Она требует от скрипача беспрекословного подчинения, служения, если хотите — полного рабства. И со временем любовь к скрипке просто вытеснила все мои детские увлечения. Решив всерьез заняться музыкой, я поступил в Ростовскую консерваторию.

Там мне посчастливилось учиться у знаменитого советского музыканта-педагога Соломона Куцовского. Этот человек как бы приоткрыл двери в творчество и пригласил к постижению искусства.

— Как появился проект «Золотая скрипка»?

— Окончание учебы пришлось на начало 90-х, общий развал не обошел стороной и культуру. Музыка и творчество мало кого интересовали – народ элементарно боролся за выживание. Но именно в этот сложный момент ко мне пришла потребность собственного дела. Так появился проект «Золотая скрипка». В создании этого шоу мне помогли друзья по студенческому общежитию.

Оказалось, что люди, которые вместе делают первые шаги в творчестве, очень быстро находят общий язык. Рожденное путем проб и ошибок, наше детище встает на ноги, становится более или менее успешным.

В дальнейшем я переехал в Москву, чтобы иметь возможность развиваться – в регионе это сделать сложнее.

— В чем особенность вашего шоу?

— Оно вобрало все элементы сценического действа. Есть и балетная труппа, и живой бенд музыкантов, и сценические декорации. Отмечу световые эффекты, способствующие визуальному восприятию музыки. Наряду с классической музыкой Баха, Бетховена, Вивальди у нас звучит и эстрада – латино, венгерско-цыганская музыка, произведения известных азербайджанских композиторов. В проекте активно используются современные звуковые эффекты. Дело в том, что скрипка — динамически развивающийся инструмент. И мы показываем, что ее можно адаптировать к веянию времени, к современной жизни и музыкальной моде.

— Какой же эффект производят на зрителя ваши вольные интерпретации классических произведений?

— Музыкант остро чуствует настрой зрителя. Жаль, что сегодня молодые люди зачастую безраличны к классической музыке и склонны видеть в скрипке что-то безнадежно устаревшее. На самом деле классическая музыка является базисом, фундаментом других музыкальных течений, в том числе и современных. В чистом виде классическая музыка рассчитана больше на подготовленного слушателя. Когда же классика звучит в эстрадном изложении, она быстрее находит понимание. К примеру, каждое произведение в моем исполнении сопровождается танцевальными элементами, что вполне отвечает духу современности. Создавая проект, мы шли уже проторенными путями, перенимая опыт зарубежных аналогов, в том числе и Ванессы Мэй.

Разумеется, есть критики, ратующие за чистоту музыки, воспринимая таковой только классику. Однако аншлаги на наших концертах свидетельствуют о популярности и жанра эстрадной скрипки.

— Что, на ваш взгляд, важнее — само творчество или возможность с его помощью заработать денег?

— Грань между творчеством и заработком у каждого своя. С одной стороны, просто необходимо развиваться как музыкант. Для меня творчество всегда стояло на первом месте, и я уверен, что большинство профессионалов скажут то же самое. Но, с другой стороны, всем нужно что-то зарабатывать. Сегодня музыканты все больше обращаются к профессиональным продюсерам, которые трансформируют их творчество и талант в деньги. В этом есть и положительные, и отрицательные аспекты.

Подписывая контракт с продюсером или агентством, ты становишься его заложником. Отныне все наточено на максимальную производительность и рост доходов. Но я не могу поставить музыку на поток, думать только о материальном. Поэтому приходится как-то балансировать. Вложив в развитие проекта много личных средств, я как бы стал своим же продюсером. Но доходы, которые приносят нечастые корпоративы, опять же уходят на раскрутку. К тому же со мной работают много людей, которым тоже нужно кормить свои семьи.

— Выходит, ваши концерты не приносят доход?

— Концерты, к сожалению, убыточны, в лучшем случае окупают себя, но здесь делается имя, статус. Это важно, ведь музыкант растет на сцене, вживую общается со своим зрителем.

В этом деле не обойтись без спонсоров – людей, уважительно относящихся к искусству. Кстати, в последнее время нашим концертам в регионах очень помогают местные представители азербайджанской диаспоры. Воспоминания свежи, мы только вернулись из большого тура по городам России. Нижний Новгород, Пермь, Челябинск, Владимир, Тюмень — встретили, как говорится, хлебом-солью. И на всех концертах видел много азербайджанцев.

— Какая публика собирается на ваших концертах и как она относится к азербайджанской музыке?

— Старшее поколение помнит наших великих соотечественников Муслима Магомаева, Рашида Бейбутова, Полада Бюльбюль оглы, собиравших на концерты миллионы советских зрителей. Считаю нашей задачей поддерживать эти традиции. Шоу «Золотая скрипка» преподносит произведения классиков Узеира Гаджибекова, Фикрета Амирова с небольшим добавлением современных эффектов, приближая российского зрителя к азербайджанской музыке.

— Раскройте секрет, что у вас в творческих планах?

— Их много и они грандиозные. Во-первых, мечтаем поездить с концертами по России. География просто притягивает. В ближайших планах также создание проекта с участием симфонического оркестра, классического квартета и живого бенда музыкантов. Сейчас все находится на стадии доработки: тщательно подбираем репертуар вместе с оранжировщиками, композиторами, нотными редакторами. Очень хотелось бы провести презентацию проекта в Москве.

Намик ГАСАНОВ, vakmos.ru