Искусство переходит на «цифру»Прогуляться по музею, расположенному в сотнях километров от Москвы или исчезнувшему десятки лет назад, — теперь никакая не фантастика, а самая настоящая реальность, пусть и виртуальная, cообщает Evrazia FM со ссылкой на mk.ru.

Погрузиться в нее можно будет в «Манеже», где 3 июня стартует масштабный фестиваль «Интермузей» — ежегодный смотр музейных инноваций, ставящий перед собой амбициозную задачу: представить храм искусств будущего. В этом году фестиваль, считающийся «визитной карточкой» музейного сообщества России, посвящен бытности арт-пространств в цифровую эпоху, так что большинство проектов — а их более двухсот — представят в цифровом формате.
На фестивале покажут пилотную версию мультимедиа «энциклопедии импрессионизма и постимпрессионизма»

«Интермузей», созданный Минкультом 16 лет назад, в этом году вышел на новый уровень: фестиваль отменил взносы и аренду для участников (так что их число заметно возросло), сменил дислокацию (впервые смотр пройдет в Центральном выставочном зале столицы) и новый устроитель — выставочный центр РОСИЗО, который возглавляет Зельфира Трегулова.

— Тема фестиваля — «Музей в цифровую эпоху» — продиктовала новый формат представления своих проектов участниками: это будут виртуальные, мультимедийные презентации. Каждый стенд оборудован большим монитором и интерактивным touch screen, поэтому музеи могут показывать одновременно несколько проектов, созданных на основе цифровых технологий, — рассказывает Зельфира Исмаиловна «МК».

Среди самых ожидаемых презентаций — виртуальная экспозиция Государственного музея нового западного искусства, о воссоздании (и переделе коллекции) которого в прошлом году так жарко спорили во время «прямой линии» с президентом экс-директор ГМИИ им. Пушкина Ирина Антонова и глава Эрмитажа Михаил Пиотровский. Спор решился компромиссом — воссоздать закрытый в 1948 году ГМНЗИ решили виртуально. На фестивале покажут пилотную версию мультимедиа «энциклопедии импрессионизма и постимпрессионизма», где можно будет найти подробнейшую историю одного из первых музеев современного искусства в мире.

— Это должен быть абсолютно новый по качеству, оформлению и структуре ресурс, — поясняет Трегулова. — Он позволит выходить на самые разные уровни информации: от детального описания важнейших событий года, когда была создана та или иная картина из собрания Щукина-Морозова, или года, важного для истории ГМНЗИ, до подробного рассказа о полотне и его авторе. Проект предполагается запустить в конце ноября — начале декабря этого года. Сейчас мультимедиа-версия музея находится на стадии разработки.

Виртуальная версия ГМНЗИ — один из десяти приоритетных для культурных властей проектов, они и откроют «Интермузей». В десятку также войдет сразу несколько мультимедиа-выставок о Первой мировой войны — одну планируется разместить в Ратной палате Царского Села, другую — «Взгляни в лицо войне», созданную РОСИЗО совместно с Госархивом РФ, — в «Новом Манеже». Причем выставка РОСИЗО-Госархива — больше чем виртуальное путешествие на сто лет назад, это целый музейный спектакль о Первой мировой. Со своим сценарием, придуманным режиссером Павлом Лунгиным, дизайном арт-пространства, созданным Евгением и Кириллом Ассами, и кинохрониками, смонтированными документалистом Еленой Якович. В экспозиции будут соседствовать подлинные полотна и скульптуры, посвященные войне, и мультимедиа-технологии.

«Приоритеты» — один из ключевых разделов фестиваля, но далеко не единственный. Всего их семь. Среди них, например, зона, представляющая технологические музейные инновации, «деловая зона», где будут кипеть дискуссии между экспертами, «детская зона», которая увлечет в мир искусства самых маленьких зрителей, и пространство, где покажут (совсем не виртуальные) новые поступления в музейный фонд (среди самых уникальных закупок — икона начала XV века с изображением Иоанна Крестителя). Но, наверное, самый значимый раздел — тот, что посвящен музейному идеалу. В нем соберут лучшие цифровые инициативы: мультимедийные экспозиции Третьяковской галереи, Исторического музея, Музеев Московского Кремля и etc. Но важнее здесь сам вопрос: какой он, идеальный музей? — ведь от ответа на него зависит, как будут выглядеть музеи будущего. Зельфира Трегулова — эксперт, проработавший несколько десятилетий в Музеях Кремля, а ныне отвечающий за имидж музейной России на мировой арт-сцене, — отвечает так:

— В моем представлении идеальный музей — это музей, открытый зрителю, комфортный и интересный для него. Публику нужно правильно заманить в музей, в том числе и с помощью виртуальных технологий, к которым привык новый зритель. Музей должен быть ориентирован на зрителей разного возраста и правильно «играть» на их любопытстве и интересах. Должна быть зона доступа в Интернет, возможность выпить кофе и перекусить, наконец, оставить детей на специальной площадке, чтобы самому спокойно посмотреть выставку. И, конечно же, идеальный музей — это идеальная архитектура. В идеальном музее все должно быть эстетически осмысленно.

— Как думаете, есть опасность, что с появлением множества виртуальных музеев люди перестанут ходить в реальные?

— Уверена, что люди не будут довольствоваться тем, что смогут увидеть на экранах компьютеров, потому что музей — это еще и возможность общения, это, в конце концов, выход в свет. Никакие, даже самые высокотехнологичные способы сканирования произведений и их воспроизведения на экране никогда не заменят того вброса энергии и восторга, который человек испытывает перед подлинным художественным шедевром, перед какой-то важнейшей исторической или научной реликвией. При наличии правильного подхода экспонат расскажет о себе больше, чем любой компьютер. Может быть, я идеалист, но уверена, что люди будут продолжать ходить в музеи.