Фильм Российской программы 36 Московского международного кинофестиваля, «Василиса», показанный 22 июня в Доме кино, вызвал дружные, благодарные аплодисменты.
— Именно в этот памятный для отечественной истории день, — выступил на премьере режиссер фильма Антон Сиверс, — нам выпала честь показать свою картину. Кстати, в эти дни 202 года назад войска Наполеона вторглись в пределы России. Мы надеемся, что наш труд будет достойным дела защитников Родины.
…В Москве есть улица Василисы Кожиной – русской Жанны Д’Арк Сычевского уезда Смоленской области. О ней, крепостной крестьянке, организовавшей партизанское движение, первой поднявшей «дубину народной войны», фильм «Василиса». В заглавной роли Светлана Ходченкова. Считаю, что этой актрисе с полным основанием полагается звание заслуженной артистки РФ – настолько она была правдива! Мои впечатления сугубо субъективны, но и таким зрителям, как я, есть место «под лучом кинопроектора». В героине Ходченковой соединились такие черты русской женщины, как природная (без косметики) красота, стать, твердый характер, гордость без гордыни, умение найти душевный подход к человеку, воодушевить сомневающегося и самой не гнушающейся испросить совета. А главное – беззаветная любовь – к Родине и суженому, вступившему в регулярное войско. Молодой дворянин Иван Рязанов (Дмитрий Соломыкин) не ровня ей, крепостной, но Василиса доказала, что благородство — не в цвете крови.
Начало фильма несколько обескураживает приторно-благостным бытом дворовых людей, будто сошедших с полотен Веницианова, романтизировавшего крестьянский труд (девицы –красавицы в кокошнике на пашне, покосе, нарядном сарафане у колодца). Здесь тоже одеяния под стать нарядам Хора им. Пятницкого – вышивка, ленты, кружева (художник по костюмам Ася Белова). Да и заняты «душеньки-подруженьки» непыльной подрезкой розовых кустов, сервировкой барского стола блюдом с отборной клубникой, рукоделием на пяльцах, воскресным молением в церкви… А наша героиня с сестрицей (Кристина Кузьмина) еще и по-французски «шпрехает». Роль их барина сыграл Андрей Ильин, масштабу дарования которого «играть» как раз было и нечего. Колоритный Игорь Черневич хорош в образе старосты Кожина – на контрасте с ним, дородным детиной, обладавшим умом и дипломатией, образ хрупкой (и хрупкие были в то время) Василисы, у которой после гибели мужа не было альтернативы – только возглавить отряд партизан, лишившихся крова.
Французское нашествие показано достаточно масштабно (видимо, позволял бюджет картины). Это не киноэпопея «Война и мир», не реконструкция героических событий Отечественной войны 1812 года «1812», погружавшие зрителя в атмосферу эпохи, буквально перенося его на поле боя. Но не хуже «Гусарской баллады», а батальные сцены вообще заслуживают отдельной похвалы. Все как было в жизни – серпом, косой, топором, рогатиной – но в результате реальная кровь и «секир башка». Много сцен конного войска, когда лошади буквально взвиваются, выписывая в воздухе кульбиты, падают с моста в реку. Одна здоровенная кобыла натурально задавила Василису, устроив свою морду с грустными глазами на груди у раненой героини. Бывало даже страшно – настолько все показано правдоподобно. Не в пример другие фильмы, где в массовых драках участники лупят в воздух, все поголовно промазывая.
Сильный эпизод, на который все обратили внимание, — удерживание французскими солдатами моста через реку, по которому едет карета Наполеона. Буквально по грудь в ледяной воде они из последних сил, словно с рук на руки, передавали своего императора. В подтверждение их преданности слова Кутузова: «Бородинская битва показала, что армия Наполеона непобедима, а русская способна одержать победу».
Съемки проходили под Санкт-Петербургом, в Псковской области и других местах.
Трогателен эпизод с лицеистом Пушкиным, играющим в снежки и читающего свои стихи, — поклон к 215-летию со дня рождения великого поэта.
Страшись, о рать иноплеменных!
России двинулись сыны;
Восстал и стар и млад; летят на дерзновенных.
Сердца их мщеньем зажжены.
Вострепещи, тиран! уж близок час паденья!
Ты в каждом ратнике узришь богатыря,
Их цель иль победить, иль пасть в пылу сраженья
За Русь, за святость алтаря.
В фильме поднята тема христианской мудрости. Василиса приходит к священнику (Илья Носков): «Батюшка, я женщина, мне рожать надо, а я убиваю. Грех!» — «А ты терпи, неси свой крест за других». Вопрос одного партизана: «У меня французы убили брата. Вот прогоним мы их – куда подамся? Опять на барина пахать? Нет у меня родной души». – «А разве Василиса тебе не сестра, а разве соратники тебе не братья?» Кстати, слово «соратник» произошло от «рать» и получило значение «друг, товарищ, единомышленник».
Можно было бы говорить о французском шарме, если бы не жестокость капитана Блие (Жером Кузан). Любя Василису (по его словам), он все же отдает приказ о ее повешении. Но даже у Блие дрогнула рука выстрелить в Любовь – объятья Ивана и спасенной им Василисы. А вот почему она пощадила этого офицера, когда должна была бы заслуженно убить за злодеяния, — вопрос.
Оператор Илья Авербах, художники Мария Белозерова, Константин Пахотин каждый кадр постарались сделать «говорящим», не проходным. Чего стоит проход среди колонн Царскосельского дворца императора Александра I в исполнении Алексея Барабаша!
Композитор Дарин Сысоев написал пронзительную музыку, которая усиливала драматизм этой мелодрамы.
К своему грядущему 50-летнему юбилею режиссер сделал хороший подарок. И себе, и зрителям.
Елена МАРТЫНЮК