Картина «Апофеоз войны» Василия Верещагина, написанная в 1871 году

Заместитель председателя Московской национальной культурной автономии азербайджанцев, член Совета ФНКА АзерРос Гамид Мирзоев в рамках цикла «Мысли вслух о наболевшем » делится своими рассуждениями о природе геноцида и разном отношении в мире к геноциду того или иного народа.

— Сама по себе тема геноцида очень деликатная и чувствительная не только для отдельных людей, но и для многих народов, в том числе и для азербайджанцев, пострадавших в разные исторические периоды по самым разным причинам: от желания присвоить себе чужую территорию и до расовой или религиозной ненависти одного народа к другому.

Вокруг этой темы разгораются нешуточные страсти, плетутся интриги, ссорятся народы, накаливаются отношения между странами, дошло до того, что тема геноцида доэксплуатировалась до такой степени, что стала предметом политического торга и чьего-то ангажирования.

И надо признать, что факты геноцида не ушли в прошлое, а до сих пор происходят в разных уголках земного шара, хотя и не в тех масштабах, как это было даже в недалеком прошлом.

Мне всегда хотелось пусть даже на «обывательском» уровне разобраться в событиях, связанных с геноцидом того или иного народа, прежде всего, армянского народа, в связи с чем мною было прочитано много книг и статей, пересмотрено немало передач и т.д.

Из огромнейшего вала информации на тему «геноцида армян в Османской империи» хочу выделить несколько моментов.

Столетиями армяне жили на территории Османской империи (и до сих пор живут! – примечание автора), а также в других мусульманских странах.

Почему именно в Османской империи так остро встал армянский вопрос, к которому приковано колоссальное внимание во всем мире, написано огромное множество книг, статей, выпускаются фильмы и т.д.? Обнародовано немало документов из архивов Bеликобритании, Германии, России, Турции, США, Франции… Но, тем не менее… точка пока не поставлена в этом вопросе.

Прошло более 100 лет, а единого мнения – что же происходило в 1915 году в в Оттоманской Турции — до сих пор не существует, и споры вокруг трагических событий того периода со временем только лишь усиливаются.

И мои предположения и доводы на этом фоне не будут выглядеть оригинальными или отличающимися от большинства услышанных или прочитанных мною из разных источников.

Швейцария, Франция приняли закон об ответственности за отрицание геноцида армян, правда, потом во Франции этот закон отменили. Другие страны, которые признают многочисленные жертвы, произошедшие в Османской Турции, осторожно относятся к тому, чтобы считать это геноцидом.

Но ясно одно, что армянский вопрос и тогда, и в настоящее время являлся и является одним из политических инструментов для давления на Турцию и турецкое правительство со стороны западных стран. Как только Турция начинает вести самостоятельную, независимую политику, ей начинают напоминать об армянском вопросе.

Об армянских историках сейчас даже и не говорю только потому, что они, враждебно настроенные, не скрывающие своей патологической ненависти к турецкому народу, однозначно отрабатывая заказ, искажая исторические факты, выдают желаемое за действительное, неистово пропагандируют во всем мире факты «геноцида армян», а также пытаются в превратном и негативном свете показать турецкий и вместе с ним братский азербайджанский народы, называя их без всякого стеснения кровожадными народами.

Не углубляясь в события начала 20 века, скажу по факту, что воюющие в Первой мировой войне страны, желая захватить и раздробить Османскую Империю, использовали армян в своих политических амбициях, учитывая их религиозную составляющую и большое количество в приграничных территориях страны, что вызвало волну насилия в данном регионе как со стороны армян, так и со стороны турецких властей, а также вынудило их на такой крайний шаг, как депортация мирного населения. Ну, а после окончания всех этих трагических событий, после Первой мировой войны и в последующие десятилетия, эти же страны воспользовались трагедией мирных людей для давления на Турцию, запугивая ее признанием этого факта.

Для тех, кто все-таки хочет разобраться в событиях столетней давности, могу порекомендовать фундаментальный труд и уникальное исследование Гюнтера Леви «Армянский вопрос в Османской империи: мифы и реальность», которое, уверяю, сможет снять все вопросы, возникающие вокруг событий 1915 года в Османской Турции.

Внимательно изучая этот вопрос, я также пришел к выводу, что на фоне глобального внимании к вопросу геноцида армян, на задний план ушли и замалчивается геноцид других народов, эти факты предаются забвению. Чрезвычайно парадоксальная ситуация, не кажет ли вам?!

Вот только несколько исторических фактов, которые никак не вяжутся с обликом цивилизованных стран и народов, пытающихся другим народам и странам навязать чувство вины.

Начиная с 17 века, Нидерланды создавали колонии на территории Кот-д-Ивуара, Ганы, Южной Африки, Анголы, Намибии, Сенегала и устраивали настоящий геноцид на этих землях.

После Первой мировой войны Руанда была передана под управление бельгийцев. В Руанде и Конго, бывших колониях Бельгии, более 10 млн человек стали жертвами геноцида. Франция в 1954 — 1962 годах истребила полтора млн алжирцев. Великобритания в 1788 — 1958 годах уничтожала коренное население Австралии, из 750 тысяч местных жителей выжили 31 000 тыс. Коренные жители Новой Зеландии Мариори, населявшие эти острова, были уничтожены американцами и европейцами. После такого тотального уничтожения народа, осталось в живых чуть более ста представителей этого племени. Последний из них умер в 1933 году.

А как насчет гибели более миллиона ирландцев в середине 19 века в результате экономической политики и бездействия Великобритания. Кстати, еще миллион ирландцев были вынуждены эмигрировать в другие страны мира. Как можно истолковать такое отношение к ирландцам?!

Конечно же, не позавидуешь также и судьбе пигмеев в Центральной Африке и племенам индейцев в Северной и Южной Америке, также подвергшихся уничтожению на своих родных землях. То, что Япония совершила в отношении соседних стран, называют азиатским Холокостом. Во время Великой Отечественной войны из Чечни и Ингушетии в Казахстан было депортировано 500 — 600 тысяч человек, из них 120.000 погибли и не вернулись обратно. Трудно себе представить масштабы трагедии, насколько было бы больше число жертв, если бы это происходило 100 лет назад, как и при депортации армян в глубь страны в Османской империи без современных средств передвижения на повозках и пешком.

Не могу не коснуться и трагедии, коснувшейся и моего народа. Газета «Русская мысль» в статье «Ужасы Карабаха» (весна 1919 года) сообщала, что результатом захвата отрядами Андраника Зангезурского уезда явилось разрушение 119 мусульманских сел. В азербайджанских городах Джульфе, Ордубаде, Гяндже и других уездах банды Андраника целенаправленно убивала мусульманское население, не щадя ни детей, ни стариков, ни женщин, людей без оружия. На его совести десятки тысяч невинных жертв. И это не единичный факт массового убийства. Не менее жестокие факты резни мусульман дашнаками на территории Азербайджана произошли в 1905 и 1918 годах. Особенно страшной была резня в марте 1918 года, когда в Баку и Шемахе за несколько дней мирное азербайджанское население городов и их окрестностей подверглось невиданной и страшной карательной акции – резне, избиению, пленению и грабежам.

И, видимо, за эти «подвиги» в современной Армении Андраник на официальном уровне стал национальным героем. Такая же героизация нацистского преступника Нжде также вызывает крайнее недоумение у прогрессивного человечества.

Трагедия Ходжалы, в частности, событие не столетней давности, резня в этом маленьком азербайджанском городе произошла лишь более двадцати лет назад, в 1992 году, когда армянские головорезы, современные андраники вырезали целый город безоружных людей и тех, кто пытался их защитить. Имеются фото и видео документы, подтверждающие эти зверства.

И у меня возникает закономерный вопрос: так почему же, когда встает вопрос о признании геноцида, у одного народа возникают преференции, а у других народов, также переживших геноцид, этой преференции уже нет, их трагедии отходят на второй план.

Поэтому, к сожалению, на ум приходит констатация факта о политизированности и ангажированности такой темы, как геноцид, ставшей поводом для спекуляций, бессовестного расчета и выгоды определенных групп людей и даже стран.

Гамид МИРЗОЕВ