На фото Ансамбль «Гадим Шарг» (Азербайджан), рук-ль Махмуд Салах
В Москве с 18 – 26 октября 2014 года в рамках Международного симпозиума «Музыкальная карта мира» на концертных площадках российской столицы гости и зрители мегаполиса могут ознакомиться с музыкальными культурами мира.
В основе концепции симпозиума лежит 30-летний исследовательский опыт научно-учебного направления «Музыкальные культуры мира», развиваемого в Московской консерватории. Очевидная многополярность современного мира, открытость и интенсивность информационного обмена между различными культурами позволяют составить сегодня ясное представление о распространении музыкальных традиций по территории земного шара, о маршрутах циркулирования звуковых идей, об историческом процессе формирования и жизнедеятельности больших музыкально-культурных систем, охватывающих обширные пространства региональных цивилизаций.
Для обсуждения универсальных законов звукового бытия человечества и их проявления в уникальных музыкальных культурах мира на форум съезжаются специалисты из разных стран. Среди них такие прославленные учёные, как австралийская исследовательница Алисон Токита, ныне возглавляющая Научный центр традиционной японской музыки при Университете искусств в Киото; учёный с мировым именем Гэнъити Цугэ, в своё время создавший экспериментальное направление этномузыкологии в Национальном университете искусств в Токио и выпустивший несколько десятков хрестоматийных трудов по японским, арабским, иранским и другим музыкальным традициям; международно известный иранский исследователь Ардешир Салехпур, признанный лучшим специалистом в области изучения иранского традиционного театра.
Особую краску симпозиуму придаёт включение в его программу ряда докладов и концертов, посвящённых празднованию под эгидой ЮНЕСКО столетнего юбилея Зиёдулло Шахиди, удивительной личности, основателя таджикской композиторской школы, о судьбе и творчестве которого, а также о путях таджикской музыки, поведают дочь композитора, востоковед и культуролог Мунира Шахиди, и известная тележурналистка, ныне заместитель министра культуры Республики Таджикистан, Бунафша Одинаева.
Обращение к таджикской музыке стимулирует интерес к непреходящему значению культуры суфизма для огромного региона Ближнего и Среднего Востока. Эту тему разовьют исследователи из Турции Ондер Озкоч и Бурак Тюзюн в своих докладах о звуковой символике и о феномене музыканта в мевлевийской традиции. В связи с этой сферой научных интересов впервые в стенах Московской консерватории прозвучит подлинная музыка священного мевлевийского ритуала «Аджембуселик Айин-и Шерифи» в исполнении музыкантов высочайшего уровня, которые приедут в Москву из мирового центра суфизма — турецкого города Коньи.
Не менее захватывающим событием станет показ в театре «Сфера» одного из древнейших на земле мистериально-театральных действ — иранской традициита’зийе с её потрясающими по красоте и духовной силе звуковыми образами. Известная группа из города Казвина представит один из самых пронзительных сюжетов из репертуара та’зийе – меджлес «Хорр».
Очень важно, что среди участников симпозиума есть носители самих музыкальных традиций: мастер индийского классического вокала и игры на табла Гульфам Сабри, виртуоз-исполнитель на узбекском сато Абдували Абдурашидов, знаток азербайджанского мугама и уникальный исполнитель на гавале Махмуд Салах, звезда иранского классического аваза Хосейн Нуршарг, представитель редчайшей фергано-ташкентской традиции макомаУльмас Расулов, мастер намсаданга (традиционного корейского танца с барабанами) Хан Санг Дон, руководитель Фольклорного ансамбля Московской консерватории Наталья Гилярова и другие.
Замечательно то, что в качестве признанных фигур в области музыкального мироведения на симпозиум приглашены люди, чьё становление в качестве музыкальных учёных связано с Московской консерваторией: это Кетти Вонг (Эквадор), Елена Гороховик (Беларусь), Татьяна Карташова (Россия, Саратовская консерватория), Чэнь Чжэнтин (Тайвань), Сергей Акаш Анцупов (Латвия) и Анастасия Новосёлова (Россия, Московская консерватория).
Отличительная особенность симпозиума — его звуковая насыщенность. Иллюстрирование докладов живой музыкой, дневные мини-концерты и великолепная программа ежедневных вечерних концертов надолго наполнят слух и сердца всех участников и аудитории форума незабываемыми впечатлениями.
Расписание концертов:
18 октября, Суббота, 16.00 Вход по билетам на выставку МГВЗ «НОВЫЙ МАНЕЖ»
«Музыкальная магия Древнего Востока» — Азербайджанский мугам
Концерт в рамках общественной программы
«Выставка «Премия Джамиль 3»
Ансамбль «Гадим Шарг» («Древний Восток»):
Махмуд САЛАХ (гавал)
Агаяр ХАНЛАРОВ (тар)
Джахандар ХАНЛАРОВ (кяманча)
Гюльнар АМИРАЛИЕВА (ханенде)
Кёнуль АМИРАЛИЕВА (ханенде)
Руководитель – Махмуд САЛАХ, Азербайджан
19 октября — воскресенье, 19.00, РАХМАНИНОВСКИЙ ЗАЛ
«Не покидай меня!»
Иранская классическая музыка
Хосейн НУРШАРГ (аваз)
Группа «Фераг»:
Пежман ЭХТИАРИ (сантур)
Араш МОШТАГИ (тар)
Нава СОЛЕЙМАНИ (уд)
Сохейль САДЭГИ (каманче)
Хоссейн ХОШ ЧЕХРЭ (ней)
Мохаммад ДЖАМШИДИ (томбак)
Набиль ЮСОФ ШАРИДАВИ (даф)
Руководитель – Пежман ЭХТИАРИ, Иран
В программе: музыка Пежмана Эхтиари и Хосейна Нуршарга; поэзия Хафэза и Хосейна Нуршарга
20 октября — понедельник, 19.00
Вход по пригласительным билетам, театр «Сфера»
Меджлес шаби-хани «Хорр»
Музыкально-театральное представление священной мистериальной традиции та’зийе
Группа та’зийе, Казвин, Иран
21 октября — вторник, 19.00 КОНЦЕРТНЫЙ ЗАЛ им. Н.Я. МЯСКОВСКОГО
«Искра» — Посвящение столетию Зиёдулло Шахиди
Квартет саксофонов «Квазар», Канада:
Мари-Шанталь ЛЕКЛЕР (сопрано-саксофон)
Матьё ЛЕКЛЕР (альт-саксофон)
Андре ЛЕРУА (тенор-саксофон)
Жан-Марк БУШАР (баритон-саксофон)
В программе: музыка Фарангис Нуруллы-Ходжи, Жана-Франсуа Лапорта, Клода Вивье, Жана Дерома; импровизации на мелодии песен Зиёдулло Шахиди
22 октября, среда, 19.00 РАХМАНИНОВСКИЙ ЗАЛ
Аджембуселик Айин-и Шерифи (священный ритуал в магаме Аджембуселик)
Музыка мевлевийской традиции в Турции
Поэзия Мевланы Джалаладдина Руми (1207–1273)
Музыка Насера Абдульбаки Деде-Эфенди (1765–1821)
Ансамбль музыки тасаввуф
Министерства культуры и туризма Турецкой Республики:
Омер Фарук БЕЛЬВИРАНЛЫ (солист):
религиозные песнопения на’ат, касыды, речитация Корана
Тимучин ЧЕВИКОГЛУ (голос, кудюм, бендир)
Джемаль Мутлу БЕНЛИОГЛУ (голос)
Тевфик СОЙАТА (танбур)
Явуз АКАЛЫН (ней)
Тевфик БИЛЕН (ней)
Махинур ОЗЮСТЮН (кеменче)
23 октября — четверг, 19.00 КОНЦЕРТНЫЙ ЗАЛ им. Н.Я. МЯСКОВСКОГО
Традиция таджикского макома
Столетию Зиёдулло Шахиди
Ансамбль Академии макома Таджикистана:
Абдували АБДУРАШИДОВ (сато)
Озодахон АШУРОВА (пение, дойра)
Хуршед ИБРОХИМОВ (пение, танбур)
Джамшед ЭРГАШЕВ (пение, танбур, дойра)
Мурод ДЖУМАЕВ (пение, дойра)
Сироджиддин ДЖУРАЕВ (дутар)
Руководитель – Абдували АБДУРАШИДОВА
24 октября — пятница, 19.30
Вход по пригласительным билетам КОНФЕРЕНЦ-ЗАЛ КОНСЕРВАТОРИИ
Традиция фергано-ташкентского макома
Ульмас РАСУЛОВ (гиджак, танбур)
Кахрамон ТУРАЕВ (дойра)
26 октября — воскресенье, 15.00
Вход свободный КОНЦЕРТНЫЙ ЗАЛ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ
«Русский фольклор сегодня, Или Что мы знаем о русской песне»
Фольклорный ансамбль Московской консерватории
Руководитель – Наталья ГИЛЯРОВА
26 октября — воскресенье, 18.00
Вход свободный КОНЦЕРТНЫЙ ЗАЛ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ
«Осенние ритмы»
Корейская традиционная музыка самульнори
Ансамбль «Мэк» корейской школы Вон Гван