Тольяттинский фестиваль, посвященный 85-летию Василия Шукшина, стал одним из ярчайших событий 2014 годаПраздник удался — так можно сказать о прошедшем 21-23 ноября в Тольятти межрегиональном фестивале «Светлые души», который был посвящен 85-летию Василия Шукшина. Во всяком случае мэр Сергей Андреев назвал фестиваль одним из ярчайших событий 2014 года, а тольяттинские зрители не скупились не только на аплодисменты, но и на крики «Браво!», сообщает Евразия FM со ссылкой на augustnews.ru.

Пусть пьес для театра Василий Макарович успел написать не так много, тем не менее мы достаточно часто видим театральные постановки по его рассказам и повестям. Как можно объяснить желание театральных режиссеров обращаться к творчеству Шукшина? На этот вопрос участники и гости фестиваля ответили по-разному. Руководитель Межрегионального центра имени Шукшина Геннадий Матюхин отметил великолепные народные характеры, которые всегда будут интересны и актерам, и зрителям.

Кинооператор-постановщик Анатолий Заболоцкий, участвовавший в создании фильмов «Печки-лавочки» и «Калина красная», назвал Шукшина мастером диалога. Шукшин нередко запоминал житейские истории, происходившие с ним, постоянно записывал диалоги и использовал их в своих рассказах. Главный режиссер театра «Колесо» Владимир Хрущев отметил, во-первых, сценичность рассказов Василия Макаровича, в них ярко выписанные характеры, которые режиссерам всегда приятно создавать. Во-вторых, тексты Шукшина очень поэтичны и музыкальны, хорошо ложатся на сценическое пространство.

Насыщенная программа фестиваля помогла нам убедиться, насколько точны были услышанные мнения. Одним из первых, увиденных тольяттинцами, стал спектакль «Чудики» Волгоградского молодежного театра. В основе постановки несколько рассказов: «Микроскоп», «Степка», «Верую!» и «Упорный». Спектакль представлял из себя не пять разных историй, а одну — за основу волгоградцы взяли рассказ «Брат мой…», в который удачно оказались вплетены сюжетные линии других шукшинских рассказов. Действие «Чудиков» происходит в русской деревне без привязки ко времени. В спектакле звучали песни Высоцкого и Пелагеи, дробь пионерских барабанов и хрестоматийный монолог про Русь, которую давным-давно Гоголь сравнил с Птицей-тройкой. Все, однако, оказалось к месту, даже нелепые пионеры с красными звездами на груди. Это было не осовременивание, а условное, по-доброму ироничное восприятие старины.

По определению самого режиссера-постановщика Вадима Кривошеева, «спектакль рассказывает про противоречивую русскую душу, которую мы попытались исследовать. Вот в чем чудаковатость русского человека? Мы стараемся изобрести вечный двигатель, чтобы стало хорошо сразу всему человечеству, мы точно знаем, что он невозможен, но мы все равно пытаемся его создать». Или же, например, надо шубку ребенку покупать, а его папаша на последние деньги микроскоп в дом притащил! Ну не дурачок ли? Но, с другой стороны, куда же мы без них, без чудиков, без чудаков, без Иванов-дураков своих?