Днем мы вершим дела суеты, по вечерам предаемся размышлениям, которые часто начинаются с заманчивых, многообещающих слов: а что если бы?..
А что если бы устроить что-нибудь совсем необычное, например, встречу знаменитого маэстро Вивальди с… непредсказуемой Леди Джаз?.. Но этого не может быть! − Почему же? 4 марта, как раз в день рождения Антонио Вивальди, в Джаз клубе «Эссе» состоялась эта невероятная встреча, названная «Времена года — Времена джаза», которую подарил поклонникам музыки скрипач-виртуоз Анар Юсифов.
Откуда и почему возникла такая идея у Анара Юсифова? Ответ нашелся в одном из его интервью: «Мне это интересно: немного расширить горизонты. И если идея приходит, во что бы то ни стало, ее надо воплотить, иначе она не даст тебе покоя».
Этот проект Анар Юсифов сделал с музыкантами московского квартета «The Moscow Jazz Passengers» Евгением Гречищевым, известным пианистом, основателем группы, Дмитрием Кондрашовым, саксофонистом и тоже основателем группы, Павлом Протасовым, контрабасистом, Александром Ивановым, ударником.
Анара Юсифова представил публике Александр Эйдельман, президент «Джаз Арт» Клуба, отметив, что Анар профессиональный классический музыкант. В Азербайджане он окончил музыкальную школу, затем среднюю специальную музыкальную школу им. Бюльбюля при консерватории. Потом уехал в Россию. Окончил в Ростове-на-Дону консерваторию им. С.В.Рахманинова.
Однако Анар и жизненное спокойствие несовместимы, поэтому он оказался в Москве и занялся воплощением в жизнь большого, яркого проекта шоу «Золотая скрипка». Это соединение классической музыки с элементами музыки популярной, потому что классическая музыка, по мнению А.Юсифова, все-таки рассчитана на подготовленного слушателя. А когда произведения И.С.Баха, А.Вивальди, В.А.Моцарта, И.Штрауса исполняются в современном изложении, то зритель их лучше воспринимает.
Представляя свой новый проект «Времена года – Времена джаза», А. Юсифов отметил, что вершиной творчества Антонио Вивальди являются четыре скрипичных концерта, известных всему миру под названием «Времена года».
Более чем за триста лет трактовка этого произведения изменялась, сообразуясь с эстетическими понятиями и требованиями времени. «В нашей оригинальной трактовке мы постарались отнестись максимально бережно к авторскому тексту, не изменяя общую идею музыкального произведения, сохранив трехчастную структуру каждого из 4-х концертов, мы наполнили его основными джазовыми элементами − импровизацией и ритмом. Словом, этот проект всего лишь попытка осмыслить великое творение гениального итальянца средством такого мощного феномена как джаз», − сказал музыкант, взял скрипку и…
В зале джаз клуба произошло что-то необыкновенное: Леди Джаз завораживала россыпью алмазных звуков, возвышенная, совершенная музыка «Времен года» с первых тактов подчинила себе всех слушателей, как это она делает из века в век и в блистательных концертных залах и в безликих переходах. Она преображает все и всех: и пространство и публику, она шествует легко и величественно, она утверждает бессмертие, соединяет прошлое и будущее.
Не обошлось и без колдовства: можно было не только слышать, но и видеть, как звуки, вырываясь из-под смычка Анара Юсифова, кружились, устремлялись вверх, то жалуясь, то смеясь. Им было тесно в закрытом пространстве зала. И они умчались в ночное небо и натворили и там невероятное: звезды, увлеченные игрой, уподобившись нотам, продолжили концерт, начатый маэстро Юсифовым, уже в других сферах. И вся вселенная возрадовалась приходу Весны музыкальной и земной, лицо которой нам хорошо известно по полотну Сандро Боттичелли. Вот такая встреча произошла не где-то там… а в Москве. Впрочем, Москва – известная любительница оригинального.
И ей, несомненно, пришлась по душе манера игры маэстро Юсифова на скрипке: смычок стремительно взлетал, пальцы виртуозно скользили по грифу, и зал наполняли звуки, исполненные энергии красоты. Анар Юсифов щедро делился со зрителями тем, что ему давала музыка. И на всех лицах появилось одинаковое выражение чуткого внимания и отрешенности от суетного.
Сверкающими аккордами окончился концерт, и зрители выразили свою благодарность исполнителям аплодисментами.
Анар Юсифов в свою очередь поблагодарил коллег, музыкантов с большой буквы, которые внесли свой творческий вклад в аранжировку. «До выступления, пока мы репетировали, − признался А.Юсифов, − нам проект нравился, но мы понимали, что для успеха этого мало. Главное, чтобы он понравился зрителям. Насколько я могу судить, вам пришелся по вкусу проект, надеюсь, что в дальнейшем наши концерты будут также проходить при полных залах».
Маэстро Юсифов поблагодарил А.Эйдельмана за то, что он поверил в успех этого мероприятия, поблагодарил друзей, которые пришли поддержать первое исполнение нового проекта.
На бис была исполнена «Летняя гроза», третья часть 2-го концерта.
Всех слушателей переполняли радостные эмоции, поэтому они охотно давали интервью. Вопрос ко всем был один: «Что вам хочется сказать о проекте Анара Юсифова?»
Юлия Васильева, редактор «Независимой газеты»: «На мой взгляд, аранжировки нестандартные, непривычные. Я слышала много джазовых композиций и могу сказать, что у Анара они своеобразные, обладающие его авторским почерком. В какой-то степени он даже превзошел самого Вивальди: ему удалось сочетать сюжетную линию его музыки с великолепными импровизационными деталями. И получился потрясающий ансамбль».
Владимир, завсегдатай клуба: «Замечательный проект. Честно говоря, Вивальди напрашивался на подобное. Я думаю, Спиваков просто пропустил это. Но, к счастью, нашелся человек, который все-таки это услышал и сделал прекрасный проект. Успехов ему и удачи».
Елена Савранская, представитель сферы информационных технологий, с подругой: «Мы первый раз на таком мероприятии. Нам очень понравилось. Я сама когда-то играла на саксофоне. Поэтому для меня это близко. И то, что это совмещено с классикой, производит особенно сильное впечатление».
Молчанов Игорь, московский пенсионер, музыкант: «Этот проект очень удачное – сочетание классики и джаза. Попса отходит. Классики и джаз живы. Сегодня мы услышали именно это».
Вот так повстречались в Москве Антонио Вивальди и Леди Джаз: безупречность классических звуков и восхитительная джазовая недосказанность. Их встречу придумал и создал на глазах у всех скрипач-виртуоз Анар Юсифов.
«Публике так понравился А.Вивальди в новом стиле, сочиненном А.Юсифовым, что с тех пор она не хотела слушать концерт в привычном исполнении», − вполне возможно так будет написано в музыкальной энциклопедии в недалеком будущем.
Тиана ВЕСНИНА, фото Алексей Щепин, «Русская березка»