Фильм «И был день» - режиссерский дебют актрисы, поэтессы Маргариты ШубинойОна взбежала на сцену, запыхавшаяся, счастливая, с огромной съемочной группой, и как торнадо смела официоз представления ее фильма художественным руководителем Российских программ Ирины Павловой. Предупредила, чтобы зрители обратили внимание на конечную фразу титров : «В фильме нет вымышленных ситуаций и героев». Еще на пресс-конференции актриса Алена Бабенко говорила об ураганной искренности, истовости сценария Маргариты Шубиной. Картина снята на собственные средства и дорога режиссеру во всех смыслах.

Мужа героини играл муж Владислав Сыч, сыновей — Максим и Серафим Сыч. В роли главной героини – сама Маргарита. Фраза «И был день» — библейская. Максим (все герои носят собственные имена) увлечен чтением Библии, где каждая строка – в «жизненную кассу». Муж – мастер, Маргарита – созерцатель. Как предупреждала актриса Елена Валюшкина, фильм тягучий, философский, со множеством деталей. А актриса Юлия Рутберг произнесла талантливый каламбур-пожелание с многочисленными формами глагола «хотеть». «Пусть зрители, даже те, кто не хотят смотреть, захотят посмотреть этот фильм».

И вдруг, после естественной, живой, энергичной, харизматичной Маргариты Шубиной, мы видим на экране рефлексирующую, усталую, выпитую жизнью до донышка женщину. Галерея нервных подруг (каждая со своими «тараканами») продолжает этот женский батальон. И лишь образы деятельного, как муравей, мужа, талантливого сына Максима (очень правдиво и многокрасочно играет мальчик) и еще не родившегося ангелоподобного Серафима скрашивают монотонность фильма.

Интересен параллельный монтаж эпизодов – волока лодки библейских иудеев к морю и потуги соседей Маргариты сдвинуть с места автомобиль. Каждая фраза фильма рифмуется со священными строчками.

Образ медсестры, которую сыграла Алена Бабенко, остался непонятным. И вообще, как не произвела впечатления ее роль в фильме «Прощение», показанном в прошлом году на Российских программах, так и сегодня – одна краска заторможенности, вызывающей жалость. Роль с большой буквы Алены Бабенко – это все-таки «Водитель для Веры».

Как всегда убедительна была Юлия Рутберг, давшая резкую, но честную характеристику своей соседке – плохой хозяйке, матери и самовлюбленной поэтессе. Кстати, стихи Шубиной, шедшие рефреном, весьма неплохи.

Понравилась героиня Елены Дробышевой. Сцена в лифте с маньяком с внешностью юного победителя музыкального конкурса держала зал в напряжении и вызвала сопереживание и уважение к выдержке героини. Вообще, в этом фильме, каждый сам глубоко страдающий, вернее каждая страдающая, находит силы помочь другому. Опять христианские заповеди.

Фильм «И был день» - режиссерский дебют актрисы, поэтессы Маргариты ШубинойОчаровательные дети Маргариты Шубиной «за время пути» успели как раз подрасти. Трехлетнему Серафиму сейчас восемь, одиннадцатилетнему Максиму соответственно 16. А Маргарита со своим мастером стали еще прекраснее. Светлого дня прокату фильма!

И был день… И был вечер. Вечер церемонии официального открытия Российских программ. Художественный руководитель представила зрителям президента ММКФ Никиту Михалкова, генерального продюсера ММКФ Леонида Верещагина, начальника Департамента кинематографии Минкульта РФ Вячеслава Тельнова. Они порадовались за востребованность российского кинематографа, чему свидетельство был полный зал: сидели и на ступеньках в проходах.

На сцену приглашается съемочная группа фильма «Страна Оз» режиссера Василия Сигарева, растянувшаяся по всей сцене. С левого края скромно стоял известный актер Евгений Цыганов, которого продюсер Софико Кикнавелидзе сначала забыла представить, но потом он получил свой шквал аплодисментов. В центре же были режиссер, произнесший дежурную фразу: «Приятного просмотра!» и главная героиня фильма Яна Троянова. С собачкой. И когда животину назвали лучшим другом Яны, после Анны Михалковой (фильм «Кококо»), в присутствии ее отца, стало неприятно.

Софико Кикнавелидзе стала кокетничать с президентом ММКФ о том, что в фильме много нецензурной лексики, но, получившие приз «Кинотавра» «За забористую русскую речь», они претендуют продолжать бороться за легализацию мата на экране. Тем более в устах грузинки, это было просто противно. Никита Сергеевич смягчил ситуацию, сказав, что «именно с ней о был бы не прочь побороться».

А дальше началась борьба с ушами зрителей. Хочется спросить актера Александра Баширова, получившего приз «Кинотавра», неужели он голодает, чтобы так смаковать мат-перемат своего героя?

Что там делать Евгению Цыганову в крохотной роли? В фильме «Фарца» у него так же небольшая, даже бессловесная роль – но какая! Разве что не хватало в портфолио роли наркомана?

Яна Троянова еще раз доказала, что она актриса одного амплуа – не обезображенной интеллектом 25-летней провинциалки, на сей раз заторможенной.

Роль Инны Михайловны Чуриковой мне посмотреть не удалось. Я вынуждена была уйти с шикарного места, освободив его сидящим на ступенях. Жалко было времени.

В интервью телегруппе я сказала, что все эти матерные слова мне известны и вообще ничего нового сегодня не увидела. Ждала большего, помня фильмы «Волчок», «Жить», «Кококо». Видимо, сегодняшним режиссерам слабо снять «Девять дней одного года» и такие режиссеры, как Михаил Ром рождаются раз в столетие.

Рассказ коллег дополнил ощущение, что это на «Страна Оз», а «Страна 03» с палатой номер шесть. Единственным светлым моментом была песенка, под мелодию мобильного телефона, с приятными словами в исполнении героя Гоши Куценко. Вообще, актер очень симпатично поет.

Ливень, шедший в тот вечер, как всемирный потоп, видимо, хотел очистить землю от скверны. И недосмотренного фильма тоже.

Елена МАРТЫНЮК